Без говядины будет свинство. Московские мясокомбинаты скоро остановятся из-за недостатка сырья
С мясом, как известно, хорошо, а вот без мяса — плохо. Эту истину на своем опыте начинают понимать некоторые колбасные заводы. Один из них, на западе Москвы, на грани банкротства. Причина более чем банальна: отсутствие говядины, которая раньше к нам поступала из Бразилии и Аргентины. Схожие проблемы в столице переживают еще 10—15 мелких мясокомбинатов. Засвечиваться они не хотят и надеются на чудо, т.е. на визит премьера Фрадкова в Бразилию и Аргентину.
Как уже сообщал “МК”, с начала года поставки говядины в Россию прекратила Бразилия, а месяц назад импорт заморозила и Аргентина. Эти страны отгружали нам около 800 тысяч тонн в год.
— Нам постоянно твердят, — возмущается руководитель колбасного цеха, — что нужно быть патриотами и поддерживать отечественного производителя. Мы бы рады покупать российскую говядину — она хоть и костистая, но в 1,5 раза дешевле импортной. Только где она? Зачем тогда вводят квоты на ввоз мяса, если аграрии не в состоянии обеспечить потребности переработчиков?
Дефицит сырья пока затрагивает мелкие мясокомбинаты, которые выдают на-гора по 5—10 тонн колбасы в сутки. Объемы их морозильников рассчитаны на 2—3 недели. А вот у столичных гигантов запаса хватит еще на 2—3 месяца. Если сейчас крупные мясокомбинаты на старых запасах поставляют колбасу по нынешним ценам (у них сырье куплено в докризисные времена), то мелкий производитель держать такие отпускные цены на рынке не в состоянии. Не будет же он работать себе в убыток. Ему прямая дорога — в банкроты…
Сегодняшняя ситуация напоминает ту, что произошла примерно год назад — только не с говядиной, а со шпигом. Тогда это сырье (его поставляли из США и Канады) в течение месяца по каким-то неизвестным причинам подскочило с 30 руб. за килограмм до 60, потом до 90, а потом до 103 руб. за килограмм! И стало стоить почти столько же, как говядина и свинина. Вслед за импортерами цену на шпиг (т.е. сало) взвинтили свиноводы из Ставропольского края, основные российские поставщики. Этот удар рыночной стихии в Москве не смогли выдержать десятки мелких и даже средних мясокомбинатов. И попросту разорились. В их числе “Эльдорадо”, “Ильинка”, “Отрадное”.
Впрочем, теперь дефицит шпига нам не грозит никогда. Его научились делать искусственным – на основе воды, подсолнечного масла и закрепителей жира. Правда, качество продукции от этого вряд ли улучшилось.
Но мяса-то (говядины) искусственного пока не существует! К тому же его запасов на складах Москвы, в сравнении с прошлыми годами, очень мало. Да и цены высокие, не всякий производитель их выдержит. По официальным данным, стоимость говядины с начала года увеличилась на 25%. Если сюда накинуть еще процентов 15 на рентабельность, то колбаса подорожает в 1,5 раза. Кто будет тогда ее покупать и что станется с покупательной способностью населения? А удастся ли премьеру Фрадкову уговорить бразильских и аргентинских импортеров возобновить поставки говядины — большой вопрос.
Власти призывают не драматизировать ситуацию. Мол, мелкий производитель в Москве погоду на мясном рынке не делает. А крупным флагманам якобы ничего не грозит: они уже давно развивают собственную сырьевую базу, в их холдинги входят и колхозы, и совхозы, и даже птицефабрики.
Однако при их потребности в сырье около 300 тонн в сутки никакие отечественные животноводческие фермы эти объемы не закроют. Совершенно очевидно, что Россия потеряла продовольственную безопасность, основательно села на импортную иглу.
— Под национальную программу развития АПК государство выделяет огромные деньги, и это замечательно, — считают в Национальной мясной ассоциации. — Но уже сегодня нужно отдельно финансировать животноводческую отрасль и денег для нее не жалеть. В мире спрос на мясо постоянно растет, и дешевым оно уже не будет никогда. Может статься так, что на него нам не хватит никаких денег — ни от нефти, ни от газа…
Московский Комсомолец
от 07.04.2006
***