Закон или кошелек. Оказывается, у покупателей куда больше прав, чем мы думали
Для тех, кто хоть раз столкнулся с проблемой ремонта или замены товара по гарантии, закон «О защите прав потребителей» становится настольной книгой. Зачастую одна только демонстрация захваченного с собой закона действует на многих продавцов как удав на кролика. В этой небольшой брошюре есть много вещей, знать которые должен каждый покупатель. Особенно важно это знание при покупке электронных устройств, попадающих под определение «технически сложных товаров».
Оказывается, у покупателей куда больше прав, чем мы думали. Ведь в большинстве случаев продавцы просто дурят нам голову, не желая создавать себе «лишние» проблемы. Что же делать, если купленная электроника оказалась с браком? Закон предоставляет сразу несколько вариантов. В соответствии со статьей 18.1 «Закона о правах потребителей» он вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара; замены на товар аналогичной марки; замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены. А можно просто потребовать вернуть деньги.
Продавцы магазинов обычно обещают обменять бракованный прибор на новый лишь в течение первых 14 дней после его покупки. А по истечении этого срока отправляют несчастного покупателя в гарантийный центр на ремонт. На самом деле предъявить свои претензии можно в течение всего гарантийного срока. И если прибор бракованный, нужно требовать его поменять, если вы считаете, что в результате ремонта ухудшатся его потребительские качества.
И требовать это нужно именно в том самом магазине, где совершена покупка. Обычно все происходит, как в приведенной ниже истории. Продавцы нередко предлагают покупателю прокатиться в сервисный центр, который еще надо найти, ведь находится он обычно на краю географии.
Кстати отсутствие кассового или товарного чека тоже не должно смущать продавца, если вы принесли ему на обмен брак. Закон также обязывает его взять на себя расходы на доставку, если прибор весит больше 5 кг. И все дальнейшие «телодвижения» по определению причины отбраковки, проведение экспертизы в сервисном центре — тоже его дело.
Что касается электроники, то продавцы зачастую пытаются отказать покупателю в замене, ссылаясь на то, что она подпадает под определение «технически сложных товаров бытового назначения». Однако и в этом случае они, мягко говоря, лукавят. Мало того что в действующей редакции закона этого замечания уже нет, так и в прошлых речь шла о замене не подошедшего по каким-то причинам товара.
Любой брак обязаны чинить или менять. Причем затянуть замену продавец может максимум на месяц, сославшись на то, что необходимый товар отсутствует на складе. Исключение составляют лишь электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, фены), и приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры). Ожидая замены, потребитель может потребовать предоставить ему на этот срок аналогичный товар. В общем, прав у покупателей оказывается куда больше, если внимательно читать законы. Другое дело, что иногда не стоит вступать с продавцами в пререкания и следует действовать согласно установленной в торговой сети процедуре обмены брака. Но только в том случае, если не нарушаются прочие права потребителя.
Личный опыт возврата товара по гарантии
Купив телефонную гарнитуру в одном из небольших магазинчиков, торгующих под маркой известного сетевого бренда, я никак не ожидал, что придется еще не раз встретиться с его продавцами. Моя гарнитура оказалась «с брачком»: во время проверки в магазине работала, но дома заряжаться отказалась. Поверив обещанию, что в течение двух недель после покупки при обнаружении брака товар мне обменяют, я отправился в тот же магазин. Но обмен не состоялся: брак пришлось подтвердить экспертизой в техцентре. Не состоялся он и через пару дней, когда я с экспертным заключением из техцентра привез в магазин свою бракованную гарнитуру, запечатанную техником в пакет. Оказывается, всех тех печатей и подписей, что стоят на заключении, менеджерам магазина не хватает. Им нужно созвониться с техцентром для подтверждения того, что я не проходимец. «Тут как-то женщина у нас меняла товар с точно таким же заключением, так оно оказалось поддельным», — привел убийственный довод менеджер магазина. Созвониться с техцентром в тот день не удалось: он в отличие от магазина закрывается рано. Вот и получилось, что поменял я свою бракованную гарнитуру лишь с третьей попытки, выкроив на это пару часов рабочего времени.
Михаил Белов
07.04.2006 12:58
• Вадим СЕРЕБРЯКОВ
***