Не работается совсем. Да и не отдыхается тоже. Не спится, не любится, не шутится… А ведь апрель. И тает снег, и, если следовать тексту, сердце тоже должно таять. И правда ведь: больше света — больше радости. Это уже не поэт говорит — ученые. Свет рождает в самой глубине нашего мозга, в гипоталамусе, природный даритель радости, «внутренний наркотик» — эндорфины. И что не так? Свет есть — радости нет.

Оказывается, эндорфины коварны. У каждого из них имеется химико-физиологический антагонист — вещество страдания. Беспокойство, страх, паника, агрессия, бешеная ярость или глубокая подавленность — сквозь такой вот заслон вынуждены мы пробиваться к жизни, как только бал править начинает этот «гормон ада». И бразды правления взять ему, оказывается, совсем не трудно: гормон «райский» в гормон «адский» превращается очень легко, всего лишь маленькой атомно-молекулярной перестановкой. Не это ли подоплека похмелий, ломок, депрессий? «Рая» «передоз»… И не в этом ли, не в мозговой ли биохимии, объяснение стойкости перед бедами и зигзагами природы одних и готовности под их натиском сломаться — других?

Впрочем, это было бы слишком просто. Многие ученые, и среди них известный наш психиатр, психолог и писатель Владимир Леви, склоняются к мнению, что уязвимость к таким «сбоям по фазе» все же в большей мере определяется «устойчивостью постройки», имя которой «личность». А потому и судить в той или иной мере достоверно о глубине и природе таких сбоев может лишь опытный психиатр, психолог-психиатр, ощутимым довеском к медицинскому диплому и клиническому опыту которого выступают тонкая интуиция и чуткая душа.

Правда, на два этих качества души дипломов и сертификатов не выдают. Так что здесь кому как повезет.

Хотя что значит повезет? Взгрустнулось, а может быть, лень — и сразу к психиатру? Конечно же, нет! Те, у кого та самая постройка по имени личность достаточно устойчива, милостей от природы и специалистов, как правило, не ждут — начинают выкарабкиваться сами. Для этого при известной внутренней чистоте достаточно бывает просто себя слышать.

И слышат они, к примеру, что совершенно необходимо в ближайший выходной «на дальней станции сойти». Или, вдосталь наплескавшись в собственной ванной, поплавать еще и в бассейне, а потом долго и почти с наслаждением мыть посуду, а потом — опять в ванну. Или, перемеряв около дюжины шмоток с астрономическими цифрами на ценниках, купить-таки себе новую кофточку. Или, наконец, съесть шоколадку или мороженое. И, оказывается, правильно слышат. Именно такие нехитрые рекомендации дают иногда психологи измаявшимся в непонятной хандре своим пациентам.

А пациентов этих весной заметно прибавляется. Говорят, так действуют на психику человека резкие перепады температуры воздуха, атмосферного давления, таяние снега, недостаток витаминов и длительное отсутствие солнца.

Читателя, наверное, удивил совет насчет шоколада и мороженого. В шоколаде и какао много магния, а именно недостаток этого микроэлемента часто провоцирует тревогу, беспокойство и в конечном итоге стресс. Но оказывается, как антидепрессант работает в нем еще и сахар. А одно из свойств этого не самого полезного продукта — компенсировать нехватку еще одного «веселящего производного» организма — серотонина.

Нехватка же эта у большинства из нас весной (и тоже из-за «солнечного голода») весьма существенна. Поэтому-то так и тянет некоторых в это время поесть сладенького. Явление, конечно, сезонное, но сезона этого как раз и хватает, чтобы заметно увеличить объем талии как раз перед самым «разоблачением на пляже». Поэтому среди рекомендаций по борьбе с весенней депрессией есть и такая: начать на излете зимы время от времени посещать солярий — в щадящем режиме, конечно. Но совет этот, как, впрочем, и всякий другой, необходимо соотнести с возможностями собственного организма. Может, несколько лишних килограммов он (хотя, конечно же, не вы!) перенесет легче, чем агрессивное вмешательство искусственного солнца.

К тому же шоколаду есть альтернатива. Много магния в грецких орехах, фундуке и сое. Стимулируют выработку серотонина и бананы. Сочетание магния и тиамина (одного из витаминов группы В, его еще называют «витамином оптимизма») — в обыкновенной овсянке. В большом количестве «витамин оптимизма» содержат также арахис, гречка, дрожжи, картофель и мука грубого помола. Обыкновенные семечки богаты микроэлементами, стабилизирующими работу нервной системы.

Правда, специалисты бороться с депрессией таким образом советуют не дольше двух недель. Потому как депрессия многолика и может «косить» под самые разные соматические заболевания. К тому же она может оказаться не сезонным сбоем систем, а началом серьезного психического заболевания. Но ведь лицом к лицу, как известно, лица не увидать — собственные странности нам заметны бывают меньше всего.

«Российская газета» №72 (4038), 7.04.06

*