Обеспечение высокой активности граждан на выборах 14 марта стало главным делом для региональных начальников различных уровней. Губернаторы и президенты республик, мэры и главы районов, старосты и начальники домоуправлений с головой окунулись в увлекательный мир предвыборной агитации. Провал явки недопустим. Разнарядки на места спущены. Хотя цифры и разнятся в зависимости от регионов.

Томский губернатор Виктор Кресс на предвыборном партхозактиве обмолвился о 80%. Губернатор Новгородской области Михаил Прусак на встрече с местными журналистами заявил, что о цифрах скажет после выборов. Но когда кто-то из присутствующих предположил, что речь идет о 60-процентной явке, развел руками: «Если бы!»

А вообще-то главный показатель – посещаемость думских выборов. Цифра должна быть не ниже. А чтобы ее добиться, нужен мощный административный ресурс. И не только. Вот губернаторы и разъезжают по городам и весям, агитируя народ «проявить волеизъявление». Аргументация при этом проста, но эффективна. Четче всего на этот счет высказался в беседе с корреспондентом «НГ» ярославский губернатор Анатолий Лисицын: «Высокая явка избирателей для меня становится дополнительным аргументом на переговорах в Москве при отстаивании интересов региона, продвижения наших социальных программ, получения дополнительной финансовой помощи». В общем, утром высокая явка, вечером – приличный трансферт.

Для более мелких начальников у губернаторов имеется кнут. «Если низкая явка на селе, – заявил губернатор Кресс на упомянутом совещании, – значит, глава администрации не заботится о заготовке дров, пьет беспробудно и уже купил себе в городе квартиру. Если низкая явка в районе, значит, глава муниципального образования запустил экономику, люди – без работы, остатки коллективного стада зарезаны, денег нет, сына-студента отправил в город. Если низкая явка в студенческом общежитии, значит, ректор вуза не дал денег на ремонт общежития, комендант – взяточник, в столовой цены кусаются, в аудиториях холодно…» Далее, надо полагать, последуют оргвыводы.

Для простых смертных, разумеется, нужен не кнут, а пряник. Их заготовлено достаточно. В Москве на днях появились плакаты, обещающие проголосовавшим гражданам в возрасте от 18 до 35 лет бесплатные билеты в СК «Олимпийский» на фестиваль «Бомба года» от лица радиостанции «Динамит FM». Общественное движение «За права человека» в этой связи обратилось в прокуратуру и в ЦИК с жалобой на нарушения избирательного законодательства. «Это уже подкуп избирателей», – считает руководитель движения Лев Пономарев.

«Никакого подкупа, – объяснил «НГ» президент холдинга «Русская медиагруппа», в который входит данное радио, Сергей Архипов. – Это наша собственная пиар-акция. Мы просто воспользовались таким грандиозным событием, как выборы президента, чтобы выделить социально активную часть аудитории, которая в принципе должна интересовать и наших рекламодателей. На избирательных участках никто ничего раздавать не будет, билеты будут раздавать на выходе. И еще там будут опросники – мы проводим для себя исследование общественного мнения». Исследование недешевое: 20 тысяч приглашений на ежегодный фестиваль предполагается раздать в Москве и 25 тысяч – в Санкт-Петербурге.

«Все зависит от деталей, – пояснил «НГ» член ЦИКа Евгений Колюшин. – Вопрос в том, кто обещает, то есть заинтересована ли эта сторона в результатах выборов, и что обещают. В принципе мы приветствуем, когда молодых людей, которым предстоит впервые прийти на избирательные участки, как-то выделяет. Для них предусмотрены сувениры, маленькие подарки – очень скромные, но мы исходим из того, что первое голосование – это событие в их жизни. То есть в данном случае стремление отметить это событие нельзя расценивать как подкуп избирателя. Но если в Москве в день голосования пройдет серия бесплатных концертов и на них будут пускать только тех, кто проголосовал, – это, безусловно, будет являться нарушением».

От столицы не отстает и провинция. В Калининграде облизбирком отпечатал специальные поздравительные дипломы для тех, кто будет голосовать впервые. Такой диплом позволяет один раз бесплатно пройти на дискотеку, в кино или на концерт.

В Ярославле лозунг о прянике реализуют буквально: на каждом избирательном участке предприятия общепита устроят специальный конкурс на лучшее кондитерское изделие, которое будет вручено первому пришедшему голосовать избирателю. В Калининграде власти планируют 14 марта продавать у избирательных кабин продукты с 10-процентной скидкой. В Омске пошли еще дальше – тут скидка дошла до 20%. Более того, к неслыханной радости жителей областного центра городские власти усиленно занялись очисткой улиц и украшением Омска. Кроме того, на участках будут развернуты «дегустационные пункты», где голосующих бесплатно угостят чаем с бутербродами и выпечкой – конечно, по инициативе местных предпринимателей, заинтересованных в продвижении своей продукции на рынок. И, кстати, если в том же Калининграде в этот день кондукторы в общественном транспорте получили выходной, в Омске даже владельцы частных маршруток проявили высокую гражданскую сознательность и согласились не брать с людей плату за проезд. А в Якутске, например, каждый, кто придет на участок, получит скидку в 500 рублей на оплату жилищно-коммунальных услуг. Естественно, повсеместно будут организованы концерты, выступления художественной самодеятельности и т.д.

В общем, никто и ничто не забыто. В Ярославле в домах для престарелых (где явка всегда превышает 85%) стариков после выборов ждет праздничный ужин. А напротив здания УВД собираются открыть избирательный участок для бомжей. Доставлять их к урнам, надо полагать, будут на спецтранспорте. В Саратовской области для граждан России, не имеющих регистрации, создано по одному участку в каждом муниципальном образовании и в каждом районе областного центра.

Молодежь, кстати, завлекают не только дискотеками и концертами. В том же Саратове провели акцию «Выборы – наше дело», тут же переименованную студентами в «Выборы – Коза Ностра». Смысл акции так и остался непонятен, зато областные власти в ее рамках позволили себе откровенную агитацию в пользу одного из кандидатов (и вы его знаете), из-за чего глава местного избиркома Владимир Мустафин был даже вынужден просить чиновников «оставаться в рамках правового поля».

Тогда чиновники обратились к детям, проведя среди учащихся, не достигших электорального возраста, деловую игру «Выборы президента РФ». Подросткам предложили понарошку проголосовать за реальных кандидатов. Но облизбирком опять вмешался, и кандидатов пришлось переименовать. Всем, кроме Путина и Миронова, изменили биографии. Главной неожиданностью детских выборов стала даже не победа кандидата Путилина, а убедительное второе место кандидата «против всех» – 20%.

Впрочем, пряник без кнута, как показывает практика, не слишком вкусен. В Хабаровске в приемных покоях больниц предписано отказывать в госпитализации больным, не имеющим открепительного талона. В части 6-й армии ВВС РФ (Карелия) поступила телеграмма из штаба, предписывающая командирам «назначить из числа руководящего состава ответственных должностных лиц (пользующихся высоким авторитетом и доверием) за работу по поддержке кандидата в президенты В.В. Путина». Военная прокуратура, проведя расследование, успокоила общественность: «Командование подразделений не стало выполнять противозаконные распоряжения армейского начальства».

В Татарстане, по данным источников «НГ», как и на думских выборах, на ряде крупных предприятий 14 марта предполагается объявить рабочим днем. 7 декабря прошлого года рабочих заставили накануне получить открепительные талоны, а переносные урны доставили прямо в цеха. Явка была впечатляющей, и опыт был признан удачным. А для того чтобы избежать осечек, президент республики Минтимер Шаймиев на днях подарил архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию и председателю Духовного управления мусульман республики муфтию Гусману автомобили «Фольксваген-Пассат». Надо полагать, теперь духовные отцы с готовностью растолкуют пастве, за кого ей нужно проголосовать 14 марта.

Анастасия Корня, Андрей Рискин

Независимая Газета № 48(3163)11 марта 2004 г.

НГ

*