Нетрадиционная езда. Директора “АвтоВАЗа” пересаживаются на иномарки
“АвтоВАЗ” станет единственным крупным автопроизводителем в России, топ-менеджмент которого ездит на иномарках. Руководство “АвтоВАЗа” решило нарушить традицию своих предшественников и пересесть с “десяток” на дорогие иномарки.
Около 62% акций ОАО “АвтоВАЗ” владеют его “дочки”, управляют пакетом менеджеры “Рособоронэкспорта”. По данным ОАО “АвтоВАЗ”, в 2005 г. завод выпустил 721 500 автомобилей. В марте на внутреннем рынке реализовано более 49 000 автомобилей Lada, что на 9,7% превышает показатель продаж за февраль. В тольяттинских автосалонах Toyota Land Cruiser стоит от $40 900 до $71 900, Mercedes G-класса – от $81 800 до $139 800 в зависимости от комплектации. |
Месяц назад “АвтоВАЗ” закупил 16 внедорожников Toyota Land Cruiser и Mercedes G-класса, сообщил источник, близкий к руководству завода. По его словам, иномарки были закуплены для топ-менеджмента предприятия, а сумма покупки может превышать $1 млн. Другой менеджер завода говорит, что речь идет о 20 машинах. Пресс-секретарь президента — гендиректора “АвтоВАЗа” Владимир Якушенко не стал опровергать эту информацию и сказал, что гендиректор автозавода Игорь Есиповский действительно ездит на Toyota Land Cruiser. “Если бы на «АвтоВАЗе» выпускались автомобили подобного класса, оборудованные набором дополнительных функций, необходимым для обслуживания первых лиц, топ-менеджмент ездил бы на них”, — объяснил Якушенко и добавил, что имеет в виду, в частности, высокую проходимость, безопасность и мощность двигателя. По мнению Якушенко, это служит “дополнительным стимулом для того, чтобы создавать автомобили подобного класса и на нашем предприятии”.
По словам одного из экс-директоров “АвтоВАЗа”, председатель совета директоров Владимир Каданников, гендиректор и вице-президенты ездили на автомобилях Lada Premier. Это удлиненные “десятки”, которые выпускаются на тольяттинском предприятии “Супер-Авто” из машинокомплектов “АвтоВАЗа”. Lada Premier с электроусилителем руля, подогревом сидений, зеркалами с электроприводом и подогревом можно купить за $10 500. Дополнительно автомобиль можно оснастить кожаным салоном и кондиционером, а на “Лады” для топ-менеджмента устанавливался также импортный двигатель Opel.
Топ-менеджеры других российских автозаводов предпочитают ездить на автомобилях собственного производства или по крайней мере сохраняют лояльность брэнду, с которым они работают. “Могу с гордостью сказать, что генеральный директор «Северсталь-Авто» Вадим Швецов ездит на UAZ Patriot или на Ssang Yong Rexton собственного производства”, — говорит представитель “Северсталь-Авто”. Представитель ГАЗа Сергей Луговой сообщил, что управляющий директор ОАО “ГАЗ” Владимир Лунев ездит на удлиненной Волге-3102. А пресс-секретарь группы “ГАЗ” Владимир Торин сообщил, что все руководство автозавода ездит исключительно на “Волгах”. Комментировать предпочтения руководителей “АвтоВАЗа” Торин отказался. Источник на “ИжАвто”, выпускающем вазовские автомобили и Kia Spectra, рассказал, что гендиректор завода Михаил Добындо в Ижевске ездит на Kia Opirus.
“Такие шаги нового руководства могут вызвать недоверие у всего коллектива автозавода”, — говорит сотрудник автозавода, попросивший об анонимности по причине боязни увольнения.
“Мы не могли позволить себе покупку дорогих иномарок на средства завода, — говорит один из бывших топ-менеджеров «АвтоВАЗа», — ну и, конечно, мы видели, как ведут себя руководители других автокорпораций”. По его словам, традиция ездить на машинах собственного производства поддерживалась со дня основания завода и Каданников всегда следил за ее соблюдением. “Это обязательный элемент корпоративной культуры автопроизводителей”, — считает он.
С ним согласен независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. “Топ-менеджер GM никогда не позволит себе сесть на Ford или Mercedes, — говорит он, — это нужно, например, чтобы ты как гендиректор сам понимал, что ты производишь, ну и, конечно, руководитель автозавода должен показать, что он гордится своей продукцией”. “Новые руководители “АвтоВАЗа”, видимо, берут пример со своего начальника — ведь президент РФ приезжает на инаугурацию на автомобиле марки Mercedes, а не на “ЗИЛе”, — отмечает Алексейчук.
ТЯЖБА ИЗ-ЗА МЕЛКОЙ СУММЫ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНА
Апелляционная инстанция арбитражного суда Самарской области удовлетворила жалобу ОАО “АвтоВАЗ”, в которой завод оспаривал решение суда первой инстанции, прекратившей производство по иску к СП “GM-АвтоВАЗ”. Дело решено направить на новое рассмотрение. До этого областной арбитраж прекратил производство по иску “АвтоВАЗа” о взыскании с СП 1680 руб. за простой конвейера, посчитав, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. По словам представителя суда, в договоре между предприятиями прописано, что дела с исковой суммой менее 10 000 руб. рассматриваются в международном коммерческом арбитражном суде или в арбитражном суде Москвы. Однако договор позволяет это делать, а не обязывает, подчеркнул он. Пресс-секретарь президента “АвтоВАЗа” Владимир Якушенко отметил, что “отправлять дела с такой мелкой суммой иска в другие суды нет смысла, с экономической точки зрения гораздо проще рассматривать их в Самаре”. В пресс-службе СП от комментариев отказались.
SmartMoney
Глеб Столяров
Ведомости – Самара
07.04.2006, №61 (1588)
*