Вчера московский «Торговый Дом «Копейка» объявил о покупке самарской сети супермаркетов «Самара-Продукт». Сумма сделки не разглашается, но, по оценке аналитиков, она могла составить примерно $ 35 млн. Как сообщили в ТД, компания намерена провести ребрэндинг приобретенных супермаркетов. Участники рынка сходятся во мнении, что приход «Копейки» в регион не вызовет кардинального передела в сегменте продуктовых торговых сетей. Однако считают, что московскому дискаунтеру не стоит менять привычный формат самарского супермаркета.

Вчера ОАО «Торговый Дом «Копейка» объявило о завершении сделки по приобретению 100% долей в ООО «Торговая Фирма «Самара-Продукт». Как сообщили в компании, магазины самарской сети станут основой «самарского» дивизиона «Копейки», которая охватит Самарскую, Ульяновскую и Оренбургскую области. Всего в составе этого дивизиона планируется открыть порядка 120 магазинов c ориентировочным объемом продаж $450-500 млн.

Отметим, что в 2002 году было учреждено ООО «Копейка-Самара», и компания была готова потратить от $50 млн до $70 млн на открытие в регионе магазинов на автозаправках (под брэндом «ЮКОС», который в то время являлся акционером ТД), а также обычных недорогих супермаркетов. Тогда же анонсировались планы занять 15–20% местного продовольственного рынка. Однако проект был закрыт в октябре 2003 года, после того как принадлежавшая компании ЮКОС доля торговой сети «Копейка» (контрольный пакет.– „Ъ“) была продана группе «Никойл-УралСиб».


Ъ ТД «Копейка» основан в 1993 году Александром Самоновым, Сергеем Ломакиным и Артемом Хачатряном как оптовый поставщик импортных товаров местным дистрибьюторам. Розничная сеть «Копейка», созданная в 1998 году, входит в число крупнейших операторов на российском рынке. Выручка группы «Копейка» за 2005 годсоставила $646,4 млн. На сегодняшний день под управлением сети находится 193 универсама в Москве, Московской, Нижегородской, Тверской, Тульской, Калужской, Рязанской, Воронежской и Ярославской областях.


Сеть «Самара-Продукт» создана в 1999 году. На сегодняшний день в нее входят 22 магазина. Ассортимент по супермаркетам в среднем составляет от 8 до 10 тыс. наименований. Торговые площади этого формата варьируются от 300 до 500 кв. м. Владельцем сети был ее президент – Борис Храпатый. Данные об обороте не раскрываются.

Сумма сделки по продаже «Самара-Продукта» не разглашается, однако, по оценке аналитиков, она могла составить примерно $ 35 млн, при условии что «Копейка» перед выходом на IPO не купила самарскую сеть по завышенной цене. «Это традиционная схема российских торговых сетей— проводить подобные сделки перед IPO для повышения интереса со стороны инвесторов. И в этот период сделки заключаются по завышенной цене»,— заявили „Ъ“ в одной из аналитических компаний.

ТД «Копейка» намерен провести ребрэндинг приобретенных супермаркетов, переоснащение магазинов торговым и кассовым оборудованием и подключение к собственной информационной системе. Также планируется переход на поставки товаров через единый распределительный центр, расположенный в Самарской области. После ребрэндинга магазины дивизиона будут позиционироваться в соответствии с профильным и имиджевым стандартом ТД— «магазины у дома с выгодными ценами»,— пояснили в компании.

В «Самара-Продукте» отказались дать какие-либо комментарии по смене собственника, сославшись на то, что «сейчас решается вопрос о назначении нового руководства». Пресс-секретарь ТД Марина Маркина заявила, что ключевые должности на период start-up в самарской сети займут московские менеджеры.

По мнению пресс-секретаря сети универсамов «Патэрсон» Надежды Сенюк, у «Копейки» есть перспективы в Самарском регионе. «Безусловно, «Копейка»— дискаунтер, но это неплохой дискаунтер. Несмотря на то что платежеспособность населения растет, средний доход остается не так высок, и «Копейка» найдет своего клиента». Однако, по словам госпожи Сенюк, ««Самара-продукт» работал в формате супермаркета, и люди привыкли к этому, и еще большой вопрос, как они отнесутся к смене формата». Между тем менеджер по маркетингу и рекламе самарского филиала ТД «Перекресток» Игорь Волобуев предположил, что новый владелец не будет менять формат магазинов. «Дело в том, что у «Самара-Продукта» есть магазины довольно большой площади, и делать в них ассортимент в две тысячи наименований (стандарт для универсамов ТД.– „Ъ“) не имеет смысла»,— пояснил господин Волобуев. С его точки зрения, приход «Копейки» в Cамарский регион «позволит московской сети осуществить не только хорошую географическую экспансию, но и даст новый толчок к смене формата».

ОЛЬГА ПАСТЕРНАЦКАЯ

САМАРА    №61 от 07.04.2006, ПТ

КОММЕРСАНТЪ — СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ

*