В Самаре скончалась Вера Александровна Ершова. Завтра у нее был бы день рождения…

ЕРШОВА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА, русская театральная актриса. Родилась 7 апреля 1917 в Саратове. Народная артистка СССР (1977), лауреат Государственной премии РСФСР (1976), национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство». Почетный гражданин города Самары (1976). (несколько статей о ее творчестве)  

В 1936 окончила актерский факультет Саратовского театрального училища, училась у И.А.Слонова. Творческую деятельность начала в Курском драматическом театре, где почти с первых шагов играла главные роли – Джульетту (Ромео и Джульетта У.Шекспира), Ларису (Бесприданница А.Н.Островского), Луизу (Коварство и любовь Фр.Шиллера). С 1943 работает в Куйбышевском театре (ныне Самарский академический театр драмы им. М.Горького).

Энциклопедия «Кругосвет»


Вера Александровна Ершова

Vera Ershova

И, отвергая все сомнения,

Актер выходит на помост,

Чтоб на короткое мгновение

(А там, пусть бездна, пусть падение)

Душой дотронуться до звезд.

Л.Шакутина

В 1996 году на конкурсе актеров «Честь и достоинство», представляя Веру Ершову, одну из победительниц, удостоенную премии «Золотая маска», Михаил Ульянов сказал: «Эта актриса переиграла все роли русской и зарубежной классики».

У нее все героини — «королевы», если даже они не имеют ни малейшего отношения ко двору. На любой из них лежит печать изысканности, интеллигентности, породы — будь то Елизавета Английская («Елизавета Английская» Ф.Брукнера) или Клара Цеханасьян («Визит старой дамы» Ф.Дюрренматта), купчиха Мавра Тарасовна («Правда — хорошо, а счастье лучше» АОстровского), очаровательная странная чудачка Лидия Васильевна («Старомодная комедия» А.Арбузова.), Толгонай («Материнское поле» Чингиза Айтматова).

Трудно перечислить всех ее героинь и почетных званий, которых она удостоена. Народная артистка СССР, Почетный Гражданин Самары, Почетный Гражданин Самарской области и …

Вера Александровна Ершова из тех актрис, которые потрясают зрителей высотой и правдой человеческой боли, радости и надежды. Она пробуждает самосознание зрителя, открывает смысл жизни человека, дает нравственные уроки, и не только сама душой дотрагивается «до звезд», но на какое-то мгновение дает это ощущение нам — зрителям, и тогда спектакль становится мерилом совести для зрительного зала.

О «королевах» народной артистки СССР Веры Александровны Ершовой так много написано, что нет надобности еще раз возвращаться к ним. Возьмем только несколько работ из репертуара последних лет. Это Мод («Гарольд и Мод» К.Хиггинса и Ж.-К.Каррьера), Летис («Летис и Лавидж» П.Шеффера), Анни — яблочная леди («Яблочная леди» — мелодрама О.Данилова) и, наконец, Анна Павловна Растопчина в «Афинских вечерах» П.Гладилина.

Кажется, еще совсем недавно с успехом шел на сцене нашего академического театра драмы спектакль «Гарольд и Мод», где Мод, которой исполнилось ни много, ни мало 80 лет, как кошка, взбегает по стволу дерева на самую вершину и увлекает за собой 18-летнего юношу Гарольда (В.Гальченко). Да ведь не только на дерево увлекает Мод, она открывает Гарольду красоту и поэзию жизни.

А вот Гарольд и Мод занимаются упражнениями, которые именуются модным ныне словом «аэробика». Весьма поучительное зрелище. «Идите сюда! Я научу вас танцевать! Я причащаюсь жизни!» Многие ли из нас умеют причащаться жизни вот так вдохновенно, как это делает Мод у Ершовой, до последнего мгновения наслаждаясь счастьем бытия? Настолько велика у Мод жажда жизни, что Гарольд буквально околдован ей.

Со спектаклем «Гарольд и Мод» Вера Александровна участвовала в акции «Театра нации» — «Национальное достояние России». Было турне по городам: Воронежу, Курску, Москве. И был успех. Да какой успех! Ее поклон в театре Вахтангова длился 17 минут, весь партер сместился к сцене. В Курске — 36 минут зал стоя аплодировал ей!

Пьеса Питера Шеффера «Летис и Лавидж» будто специально написана для Веры Ершовой. Странная эта ее мисс Летис. Будучи экскурсоводом в одном из британских музеев, она появляется перед своими экскурсантами (и перед нами, зрителями) в экстравагантном костюме, явно позаимствованном из какого-нибудь спектакля «плаща и шпаги»: короткие узенькие брючки, лихо заломленный берет и действительно шпага вместо указки. А уж что она там говорит — уму непостижимо! Ее безудержной фантазии нет конца… А представьте себе, что произойдет, когда мисс Летис явится в отдел кадров пред очи строгого начальства для объяснений за свои фантазии, да еще и в плаще Королевы Шотландской, и в рубашке леди Макбет. Ее просто вышвырнут с работы.

Вере Ершовой было что играть в этом спектакле. Она, воспитанная на классике, игравшая в лучших шекспировских произведениях, очень тонко чувствует нерв этой комедии. Ее Летис Дуффе элегантна, театральна, празднична. Несмотря на невзгоды, свалившиеся на ее голову, она просто неистощима в своих выдумках. Способность увлечь, заразить, повести за собой — это в характере и самой актрисы. Вы не замечаете как отдаетесь во власть этого неугомонного существа, которое вот сейчас схватит вас за руку и повлечет за собой либо под мрачные своды Елизаветинского дворца, либо на эшафот, где казнили королеву Марию Шотландскую. По ней, если уж сидеть, то в кресле Ричарда III, а если уж пить, то из бокала Джона Фальстафа.

«Одушевить, осветить, озарить!» Эти слова, вложенные в уста ее героини английским драматургом П.Шеффером, как нельзя лучше отражают суть творчества Веры Ершовой.

Она сочувствует героиням с несложившейся судьбой и любуется ими.

Но и играть на сцене светскую даму не составляет Вере Александровне особого труда, она и без игры светская. Интеллигентность, умение с достоинством и без тени высокомерия держать себя в обществе — это отличительные черты характера самой актрисы как человека, не говоря уже о ее героинях. Словом, перевоплотиться в королеву актрисе не составляет особого труда, но вот перевоплотиться в существо, которое в нашем царстве-государстве принято называть «бомжом» — это надо уметь. Для этого недостаточно только облачиться в грязные лохмотья и отхлебнуть из бутылочки, надо уметь донести до зрителя это состояние на сцене, если в жизни ты его никогда не переживал. Пережить так, чтобы зрители увидели и поверили, и подумали: «Да, этому человеку уже никогда не встать на ноги».

Нечто подобное происходит в спектакле «Яблочная леди», поставленном на сцене театра драмы режиссером М.А.Карпушкиным. Независимо от того, примет ли актриса эту несвойственную ее характеру роль, поверит ли в то, что это тоже можно и нужно ей играть, спектакль все-таки был рассчитан на нее.

Ну, представьте себе тряпочную куклу, у которой руки и ноги произвольно болтаются. Существом этим надо управлять извне, чужими усилиями. Существо это надо переставлять, водить по сцене, как в кукольном театре. Именно такие манипуляции и проделывают с героиней Веры Ершовой ее партнеры по спектаклю. Ее буквально хватают руками, как предмет совершенно неодушевленный, так что руки и ноги начинают болтаться, как у марионетки, а затем начинают переставлять по сцене с места на место. Наконец, существо засопротивлялось (видимо, почувствовало себя человеком), вырвалось из рук и вдруг стало выделывать такие коленца — иной танцор позавидует.

Одинокая женщина, у которой умер богатый, но непутевый муж, не видела свою дочь уже 12 лет и потеряла надежду увидеть. За годы ожиданий знатная леди не выдержала испытаний одиночеством, спилась, довела себя до неузнаваемости. И вот сейчас торгует яблоками на тротуаре. И вдруг известие: приезжает дочь из Европы, да еще в сопровождении жениха, сына какого-то испанского графа. Как же она, бывшая леди, может встретить ее в таком непрезентабельном виде? Это позор, катастрофа!

Много тут чего произойдет по ходу действия… Сегодняшние друзья Анни: профессиональные воры, проститутки, шулеры, но, именно, они понимают ее горе, безнадежную ситуацию и искренне стараются помочь. Отлучат ее на пару дней от пьянства, отмоют, переоденут, снимут для нее дорогой номер в гостинице. И в один прекрасный миг явится пред очи увлеченных этой феерией лжи и фарисейства зрителей очаровательная леди в длинном кремового цвета платье, с роскошным меховым убранством на плечах, полная достоинства. Это будет все та же Вера Ершова, и зал разразится аплодисментами. Впрочем, аплодисменты сопутствуют ей на протяжении всего спектакля. Такой трансформации никто не ожидал. А на сцене все, начиная от мэра города и кончая последним полицейским в этом спектакле, закружат «яблочную леди» в праздничном вальсе. И в звездном ряду коронованных особ у актрисы появилась еще одна «королева», хотя и не имеющая никакого отношения ко двору.

Отличительной чертой этой большой актрисы, мастера сцены, является то, что она из любого, порой беспомощного, драматургического материала может высечь искру Божью.

Невелик шедевр — пьеса П.Гладилина «Афинские вечера». Премьера состоялась на сцене Самарского академического театра драмы в канун его 150-летия.

Этакое «святое семейство» на сцене: папа — музыкальный критик (Вс.Турчин), мама — очевидно, домохозяйка (В.Оттович), их дочь Наташа, студентка (В.Решке) и бабушка Анна Павловна Растопчина (В.Ершова), приехавшая к ним в гости. У дочки Наташи есть еще жених, музыкант и композитор (В.Гальченко).

Живет это семейство, за исключением дочки, пытаясь отгородиться от окружающего мира, заботами о генеалогическом древе своем, как сберечь его для продолжения грядущим поколениям. Папочка всячески оберегает свою дочь от сегодняшних безродных и легкомысленных поклонников. Даже на концерты классической музыки не пускает одну. Только бабуся Анна Павловна стоит от них особняком. Она с интересом воспринимает все современное, хотя и живут в ней воспоминания о прошлом. Они порой уводят ее туда, где некогда под рысаками билась мостовая, в прошлый век.

Героиня Ершовой появляется на сцене в строгом черном платье с кружевным жабо. А высоте каблуков ее туфель может позавидовать любая сегодняшняя топ-модель. Да и вольностям ее поведения завидует внучка, которая уже ждет ребенка, еще не выйдя замуж.

Во времена юности Анны Павловны, молодым людям не позволялось ухаживать за девушками, а сразу присылали сватов. Однако это не мешало деткам в тайне от родителей устраивать так называемые «афинские вечера», где участники их поклонялись богу любви — Эросу. В моде были оргии, о которых с таким восторгом вспоминает Анна Павловна. В ту пору хоть и процветал культ Диониса, но дело на этих вечерах дальше коллективного исполнения песен и чтения стихов не шло. Зато в моде было стреляться, топиться, вешаться, отравляться. Курили опиум, играли в рулетку, занимались гороскопами, хиромантией, верили в переселение душ.

Вот и сейчас наша милая бабуся продолжает курить из длинного мундштука, палит в воздух из револьвера и предается воспоминаниям о грехах своей молодости.

Драматург не позаботился о монологах героини Ершовой, а режиссер — о ее сценическом движении. Потому большей частью актрисе приходится молча выслушивать диалоги своих сценических родственников. А, как известно, молчать на сцене — это самое трудное занятие. Делать это надо талантливо, но этого актрисе Ершовой не занимать. Она и здесь, как и ее предыдущие героини Мод и Летис, «причащается жизни» и делает это талантливо и зримо. У Анны Павловны не устарела душа, еще живо воспоминание о Любви, именно оно, это воспоминание, и зовет ее опять в дорогу.

Народная артистка Ершова приходит в театр задолго до начала спектакля, начинает тщательно заниматься гримом и костюмом, и это не от случая к случаю, а из года в год.

Одной из черт Веры Александровны является удивительная собранность и ответственность. Для нее день спектакля до сей поры самый святой день, и каждый раз ее охватывает волнение как у дебютантки и, потом, после окончаниям спектакля опять и опять «прокручивает» каждый свой жест, каждую паузу.

… Победный залп аплодисментов,

Усталость, мысли, как ожог,

И ночь бессонных аргументов.

(Л.Шакутина)

Вера Ершова бесконечно играет, творя в театре и превращая театр в жизнь. В скучной, серой, будничной повседневности она умеет создавать Красоту. Эта способность присуща всем ее коронованным и особенно некоронованным «королевам», королевам духа.

Автор: Ева Цветова

Сайт: Самарская лука

Статья: И каждый раз как первый раз


ГОРДОСТЬ САМАРСКОЙ СЦЕНЫ

06/12/2005

В Самарском доме кино состоялась презентация документального фильма  «Вера Ершова: быть актрисой», снятом на студии «Волга-фильм». Этот проект был осуществлен благодаря тому, что выиграл в конкурсе Губернских грантов за 2004 год.

 

Автор сценария и режиссер – Алена Самсонова.

Операторы: Александр Назаров и Анатолий Козырев (они оба снимали Ершову и раньше: Назаров – для киножурналов Куйбышевской студии кинохроники, Козырев – для телевизионных сюжетов). Текст фильма читал актер театра «Понедельник» Андрей Бердников.

В фильме Ершова рассказала о своем детстве (как ее и сестру водили родители в театр); о том, как она в студенческие годы участвовала в спектакле «Фауст»; о том, как П.Л. Монастырский начал давать ей возрастные роли.

В картине использованы фрагменты из спектаклей, в которых сейчас играет Вера Александровна – «Африканские вечера» и «Месье Альмикар, или Человек, который платит», а также архивные съемки спектаклей «Яблочная леди» и «Гарольд и Мод».

Об актрисе в фильме рассказывали:

народный артист СССР режиссер Петр Львович Монастырский, который в течение нескольких десятков лет возглавлял труппу Самарского драмтеатра. Он сравнил актерскую игру Ершовой с футболом («Вера сильна голами!..»);

заслуженный артист России Владимир Гальченко, с которым актриса играла в ряде спектаклей;

заслуженный художник России Юрий Филиппов, написавший портрет Ершовой в образе «Яблочной леди» (потрет висит в одной из комнат театра);

режиссер Дэвид Кэплан, Нью-Йорк (США), ставивший в самарском театре пьесу Тенниси Уильямса «Внезапно прошлым летом» (в переводе Виталия Вульфа). Вульф и посоветовал Кэплану взять в спектакль Ершову. Она играла роль миссис Винейбл.

Ершову в детстве сыграла 12-летняя школьница Ульяна Фролова, а Ершову в молодости – актриса Жанна Оганесян, недавняя выпускница актерского факультета Самарской гуманитарной академии.

На финальных титрах все зрители встали, а Вера Александровна прослезилась и поблагодарила съемочную группу. Сказала, что впервые с экрана рассказано о ее детстве и юности. Ей подарили цветы и видеокассету с фильмом.

Фильм «Вера Ершова: быть актрисой» пополнил цикл фильмов о выдающихся деятелях культуры Самарской губернии, который осуществляет Самарское областное отделение Союза кинематографистов и студия «Волга-фильм». Ранее были сняты фильмы о режиссере тольяттинского театра «Колесо» Глебе Дроздове («Жизнь и смерть Глеба Дроздова») и о художнике Валентине Пурыгине («Если птица поет»). Сейчас студия приступает к съемкам фильма о еще одной выдающейся актрисе Самарского академического театра драмы – Зое Константиновне Чекмасовой. Ей сейчас 105 лет.

 

Максим ГРАЧЕВ.

*