Проблема безопасности движения на железнодорожных переездах по-прежнему остается одной из самых актуальных. Несмотря на многомиллионные затраты компании ОАО «РЖД» на оборудование переездов самыми современными устройствами заграждения, предотвращающими несанкционированный въезд автотранспорта на железнодорожное полотно, количество ДТП продолжает оставаться высоким.

Статистика показывает, что за последние 10 лет количество ДТП на переездах снизилось на 41,7%, тем не менее, общее количество таких дорожно-транспортных происшествий продолжает оставаться высоким. Так, в 2004 году было зарегистрировано 284 случая, в 2005 – 234 случая столкновения автотранспорта с подвижным составом.

Более 98% дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах происходит по вине водителей, которые нарушают правила дорожного движения. Из зарегистрированных в 2004 году 284 случаев 230 (81%) произошли из-за игнорирования водителями красных сигналов переездного светофора, 42 (14,8%) – из-за проезда водителями закрытых шлагбаумов. В 2004 году в результате ДТП на переездах было повреждено 93 локомотива и 63 вагона. В 2005 году в России на переездах погибло 69 человек, 187 получили увечья. Для сравнения, в 2004 году погиб 81 человек и 286 получили увечья.

Существует, как минимум, 3 способа избежать дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах:

1.закрыть малодействующий переезд;

2.установить барьеры-автоматы;

3.построить путепровод над железнодорожным полотном.

Ежегодно ОАО «РЖД» направляет около 3,5 млрд. рублей на строительство новых путепроводов и оборудование новыми техническими средствами железнодорожных переездов, ремонт подъездов к переездам.

Стоимость оборудования одного переезда составляет от 920 тыс. рублей до 1 млн. 200 тыс. рублей (в зависимости от расположения и технических характеристик).

В 2005 году планировалось оборудовать 117 переездов шлагбаумами, закрывающими проезжую часть. Однако компания «Российские железные дороги» приняла решение об оборудовании этих переездов автоматическими устройствами заграждения. При приближении поезда на расстояние не менее 1,5 км плиты устройства заграждения переезда (УЗП) автоматически поднимаются, преграждая въезд автомобилям на железнодорожное полотно во время следования через данный участок магистрали подвижного состава. Въезд же на рельсы открывается только после того, как состав проследует через переезд.

Установка УЗП вместо привычных шлагбаумов – это, по сути дела, была вынужденная мера. Барьеры-автоматы — более действенное средство, и водителю-лихачу не так-то просто будет преодолеть высокие автоматические барьеры и выскочить на железнодорожное полотно.

В 2006 году компанией запланированы сопоставимые с прошлогодними объемы затрат на оборудование железнодорожных переездов.

«Какие бы многомиллионные затраты ни производила компания на оборудование переездов устройствами заграждения, какие бы программы безопасности ни разрабатывала, важнейшим требованием и условием работы на транспорте остается бдительность и повышенная ответственность водителей на железнодорожных переездах. Поэтому компания «РЖД» просит водителей автотранспорта не забывать, что железнодорожные переезды являются зоной повышенной опасности, а значит, требуют повышенного внимания водителей», — заявил в одном их своих выступлений президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Куйбышевская магистраль среди всех 17-ти дорог занимает одно из последних мест по количеству ДТП на переездах, тем не менее, в 2005 году было зафиксировано 23 столкновения подвижного состава с автотранспортом.

Сегодня на КбшЖД эксплуатируется 732 переезда, 215 из которых обслуживаются дежурными работниками, а 51 переезд оборудован системой УЗП.

В 2005 году 20 переездов Куйбышевской магистрали были оборудованы автоматическими устройствами заграждения, что в 2 раза больше, чем в 2004 году.

Только в оборудование переездов УЗП, находящихся на территории Самарской области, в 2005 году Куйбышевская железная дорога вложила более 6,5 миллионов рублей. Однако необходимость подобных мер очевидна. На территории Самарской области эксплуатируется 208 железнодорожных переездов, из них 10 расположены на пересечении с автомобильными дорогами федерального значения, 35 – с областными автодорогами.

Ежегодно в соответствии с программой повышения безопасности движения на магистрали ведутся работы по предупреждению аварийности на сложных участках пути. Эта программа активно поддерживается органами власти субъектов РФ. Так, в 2005 году на строительство путепровода в поселке Волжский Самарская область выделила 16,5 млн. рублей. Правительство республики Башкортостан – более 3-х млн. рублей на строительство путепроводов на станциях Мелеуз и Туймазы. Республика Мордовия на благоустройство двух железнодорожных переездов выделила 1,2 млн. рублей.

Что касается долгосрочных перспектив, то, реализуя программу повышения безопасности движения, Куйбышевская железная дорога до 2010 года запланировала установку оборудования на 66 переездах, укладку резино-кордовых настилов на 170 переездах и капитальных ремонт 500 переездов. Кроме того, правительство республики Башкортостан утвердило программу строительства и реконструкции 17-ти путепроводов в местах пересечения автомобильных и железных дорог на 2005-2015 годы.

Оснащение переездов новейшими средствами защиты далеко не единственная мера, которую предпринимает компания «РЖД» в борьбе с дорожно-транспортными происшествиями. Особое внимание уделяется также профилактической работе по укреплению дорожной дисциплины среди водителей транспортных средств. Кроме того, регулярно проводятся и дополнительные спец.мероприятия с представителями органов правопорядка.

Так, например, сегодня сотрудники Куйбышевской железной дороги, совместно с органами ГИБДД и средствами массовой информации провели рейд на те переезды, где возможность ДТП наиболее вероятна. Как показала проведенная проверка, на данный момент все осмотренные переезды соответствуют тем нормативам, которые позволяют обеспечить безопасность движения на этих участках пути.

КбшЖД в очередной раз предупреждает автовладельцев: нарушая правила проезда через переезд, вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но и жизнь машиниста и пассажиров поезда, сообщает пресс-служба Кбш ЖД.

*