Цифровая терапия. Михаил Зурабов взял на вооружение методы Кашпировского
Сразу два сеанса массовой психотерапии провел вчера министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, убеждая депутатов Госдумы и региональных чиновников в том, что на вверенном ему участке монетизации льгот и в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» ситуация развивается вполне благополучно.
Министр, выступая сначала в рамках правительственного часа в нижней палате парламента, а затем на расширенной коллегии своего ведомства, куда были приглашены руководители органов здравоохранения субъектов федерации, обрушил на головы слушателей такое количество цифр, что проще было не сопоставлять их с реальностью, а просто поверить ему на слово. В то, что 2005 год, который, как известно, начался с уличных акций недовольства, был «хоть и трудным, но завершился удовлетворительно». И в то, что обещанное повышение зарплаты всем медикам первичного звена, которое пока ощутили лишь участковые педиатры и терапевты, — «решенный вопрос второго или третьего квартала этого года».
Магия цифр в сочетании с ровным тембром голоса, судя по всему, действительно способна творить чудеса. Депутаты Госдумы, в массе своей с явным или тайным неодобрением относящиеся к реформаторам из Минздравсоцразвития, довольно позитивно оценили доклад Михаила Зурабова о перспективах нацпроекта «Здоровье». Во всяком случае глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев, следовавший за министром с одного заседания на другое, заявил, что «Здоровье» — «наиболее проработанный и подготовленный из всех национальных проектов». И призвал, не стесняясь, и дальше требовать увеличения бюджетных ассигнований, поскольку в преддверии парламентских выборов 2007 года и президентской кампании-2008 «наше (социального сектора. — Ред.) влияние вырастает до уровня финансово-промышленного блока». В случае же с региональными чиновниками г-ну Зурабову и в самом деле едва не удалось повторить «подвиги» Анатолия Кашпировского, но он решил не погружать аудиторию в здоровую бюрократическую дрему, а заявил, что закончит доклад раньше времени, «чтобы все окончательно не уснули».
А как тут было не отключиться от реальности? Лишь дважды в своей речи на коллегии Минздравсоцразвития Михаил Зурабов повысил голос. Сначала когда перед своим выступлением потребовал выключить мобильные телефоны и пейджеры. А потом когда вступил в заочную схватку с «пятой колонной» — недовольными главврачами и руководителями облздравов, которые в ужасе наблюдают, как ради обещанной в рамках нацпроекта десятитысячной надбавки стремятся переквалифицироваться в участковых терапевтов узкие специалисты, пока сохранившие старые оклады. То есть теми, кто, как и в случае с прошлогодней монетизацией, осмеливается критиковать министерство за поспешные и не до конца просчитанные шаги. Возмутившись тем, что приходится по несколько раз объяснять одно и то же даже своим, министр опять выплеснул на коллег порцию цифр, по его мнению, доказывающих, что уже к середине этого года за счет средств, выделяемых на массовую диспансеризацию россиян, и роста тарифов на медобслуживание пенсионеров ощутимый рост зарплаты коснется всего первичного звена. Или порядка 30% всех медицинских работников России.
В остальном же Михаил Зурабов рисовал идиллические картины, где тысячами разъезжали современные машины скорой помощи — как раз те, на нехватку которых жаловался Владимир Путин осенью прошлого года, когда сетовал на высокий уровень смертности на автодорогах. Возводились корпуса новейших центров переливания и обработки крови — тоже, наверное, по требованию времени и на волне прошлогоднего скандала с зараженным ВИЧ донором. Российские клиники оснащались новейшим оборудованием, причем даже в больших, чем изначально планировалось, количествах, — за счет того, что особый подход Минздрава к производителям медтехники позволил добиться снижения закупочных цен 35—50%. Расторопные врачи десятками миллионов (рекорд — 30 млн в декабре) выписывали льготные рецепты на лекарства, и они тут же отоваривались в аптеках. Пенсионеры сжимали в руках среднестатистическую 500-рублевку прибавки за год. Сотни тысяч инвалидов получали протезы и коляски (цитируется по отчету Минздравсоцразвития: «комнатные, прогулочные, малогабаритные, с санитарным оснащением и др.»). Полмиллиона беременных с сертификатами и чистым бельем отправлялись в роддома. Миллион льготников отдыхали на курортах и в здравницах. Здесь был даже некий пациент, на лечение которого (и г-н Зурабов утверждал, что это «не для красного словца») в прошлом году была израсходована неслыханная ранее сумма, около миллиона государственных долларов.
И где-то в глубинах этого отчета об успешном освоении беспрецедентно увеличенных бюджетов затерялось заявление г-на Зурабова о том, что пока «не могут удовлетворять показатели» по одному из главных критериев оценки качества работы системы здравоохранения — продолжительности жизни. Но эти безрадостные цифры глава Минздравсоцразвития вчера решил не оглашать.
Олег ВОЛКОВ
Время новостей
N°59
06 апреля 2006
***