6 апреля 1912 года для упорядочения автомобильного движения на улицах Самары при местном яхт-клубе был создан автомобильный отдел. Яхт-клуб, ядро которого составляла местная интеллигенция, был весьма авторитетной и передовой общественной организацией в городе. Он устраивал спортивные соревнования, следил за безопасностью движения частных судов и лодок, был инициатором открытия в Самаре спасательной станции. В 1910 году при яхт-клубе было создано общество воздухоплавания. Яхт-клуб объединил и первых автомобилистов города.

Согласно переписи самарской городской управы от 6 марта 1913 года в Самаре числился 71 автомобиль. Четыре из них были грузовыми, все остальные — легковыми, или как тогда их называли «пассажирскими». Поначалу для езды на автомобилях городские власти выдавали специальные разрешения. Например, сызранскому купцу И.С.Гусеву пришлось долго ждать решения городской думы, чтобы беспрепятственно ездить по Сызрани и вне ее на своем грузовом автомобиле.

Но количество автотранспорта в губернии стремительно росло, а правил его регистрации и езды на автомобилях еще не было. Поэтому яхт-клуб с разрешения губернских властей взял на себя выписку документов на право вождения автомобилей и постановку на учет авто-мототранспорта с выдачей личного номера.

Учитывая высокую опасность езды на неисправных автомобилях, новый отдел яхт-клуба стал следить и за их техническим состоянием. Проверялась исправность тормозов, рулевого механизма и других узлов, влияющих на безопасность движения. У водителей, которые не следили за исправностью своих машин, изымались права.

Государственная автомобильная инспекция в Самарской области, появилась в 1936 году. Но автоотдел самарского яхт-клуба с полным правом можно назвать ее прародителем.

*