Ассоциация строителей России, созданная в августе прошлого года на волне митингов обманутых вкладчиков с целью «защиты профессиональной чести строительного сообщества» — так гласит Хартия АСР, — предупреждает о грядущей волне новых конфликтов на рынке недвижимости. Эксперты АСР изучили содержание рекламных текстов первых месяцев 2006 года и обнаружили массу «заведомо ложных сведений», которые должны насторожить потенциальных покупателей. Так, заведомо ложными руководство АСР рекомендует считать любые предложения ценой ниже 1000 долларов за метр в Москве и ниже 750 в городах ближнего Подмосковья. Даже если речь идет о новостройках в «стадии забора».

— Строительная компания должна зарабатывать на квадратном метре хотя бы по 150 долларов, — разъясняет «Известиям» вице-президент АСР Сергей Полонский. — В противном случае проект становится для нее слишком рискованным, следовательно, рискует и соинвестор. Себестоимость метра в Москве составляет минимум 700 долларов. Плюс городу нужно отдать 30—40%. К тому же компания должна иметь годовой доход хотя бы 7—8%, за два года — 15%. (Обычно объект строится около двух лет.) Дешевле 1000 никак не получится. В Подмосковье, конечно, пока жилье дешевле.

Принято считать, что рекламодатели, занижающие цену предложения, таким способом просто зазывают к себе доверчивых клиентов.

— Такое случается со всеми, в том числе и с членами Ассоциации строителей, — уверена Елена Комова, директор по маркетингу «Домострой-Недвижимость» — компании, попавшей в список подозреваемых по версии АСР. — Рекламные модули в прессу обычно подаются за несколько дней до выхода издания из печати, а то и за неделю. За это время квартира может подорожать, особенно сейчас, когда цены буквально несутся вверх.

Действительно, по подсчетам независимых аналитиков, скрупулезно следящих за поведением цен на жилье, в феврале московская недвижимость дорожала на 1,5% в неделю, а в марте уже на 2%. (Темпы, кстати, рекордные для Москвы новейшего времени.) В рублях и долларах разница получается весьма болезненной. Вероятно, по этой причине некоторые крупные продавцы в последнее время вообще не оглашают «рекламной» — минимальной цены объекта.

Помимо заниженной цены метра экспертов АСР настораживают слишком выгодные условия оплаты жилья: в рассрочку или по ипотечной ссуде с мизерной процентной ставкой. В Ассоциации считают, что процентная ставка ссуды или рассрочки не может быть ниже инфляции. Такие схемы предлагают организации, именуемые ипотечными или жилищными кооперативами. Грубо они выглядят так. Клиент вносит часть стоимости квартиры. Остальное обязуется оплатить в рассрочку (или берет ссуду у сотоварищей, по принципу «кассы взаимопомощи» времен социализма). Кооператив добавляет недостающую сумму, покупает квартиру, клиент в нее вселяется. Как только он полностью расплатится с кооперативом, квартира освобождается от залога и переходит к нему в собственность.

В каждом кооперативе свои нюансы, но в целом схема напоминает пирамиды начала 90-х. Их деятельность строилась на похожем принципе: последние авансируют первых. Примечательно, что активнее других рекламу супервыгодной сделки продвигают организации с аббревиатурой ПИК перед названием (допустим, «потребительский ипотечный кооператив»). Мощный строительный холдинг Группа компаний «ПИК» (член АСР) даже счел нужным специально предостеречь покупателей от, возможно, трагической ошибки: «В связи с выявлением неблагонадежных и нечистоплотных риэлторов Группа компаний «ПИК» предупреждает, что все компании, имеющие в своем названии аббревиатуру ПИК, но не входящие в структуру Группы, не имеют к деятельности ГК «ПИК» никакого отношения».

Существуют и другие обстоятельства, способные породить сомнения в здравомыслящей голове. Во-первых, жилищный кооператив вообще не может привлекать деньги пайщиков, если речь не идет о строительстве конкретного дома. Однако многие кооператоры просто покупают любое жилье на рынке в рассрочку. Нередко кооператив предлагает клиенту заключить некий договор об информационных или маркетинговых услугах ценой в несколько тысяч долларов. По сути он просто сводит клиента с застройщиком, а если гражданин захочет выйти из кооператива, этих денег он назад не получит.

— Прежде чем довериться компании, опубликовавшей слишком заманчивое рекламное объявление, — рекомендует Сергей Полонский покупателям, — поинтересуйтесь ее прежними проектами, собирая информацию из независимых источников. Хорошо бы прийти на переговоры с юристом. Если хотите купить квартиру в строящемся доме, после того как съездите на объект в сопровождении менеджера, отправляйтесь туда еще раз, без него. Поспрашивайте у рабочих — как им платят зарплату, как материал подвозят. И многое станет ясно.

Известия

*