Вы не поверите — на ВАЗе приоритетным направлением развития объявлено кардинальное улучшение качества! А под качеством теперь надо понимать не знаменитую ремонтопригодность наших автомобилей, а все-таки надежность. Так сказал новый генеральный директор завода Игорь Есиповский на специальной конференции. А новый директор по качеству Владислав Матус обрисовал ситуацию следующим образом: «Либо мы выживаем вместе и у завода будут новые автомобили, а у работников хорошая зарплата и социальные программы; либо нас ожидают стагнация и покупка завода каким-либо иностранным предприятием».

Как было раньше: конвейер раз в сутки останавливается и на места по цепочке передается информация по дефектам, которые, предположительно, на этих местах были произведены. Если однотипных неисправностей становится много, мастер идет к водителям-испытателям. Именно они чаще всего описывают обнаруженные недоработки и список передают дефектчикам. А дефектчики получают зарплату в зависимости от количества исправленных дефектов. И водят дружбу с водителями-испытателями. Поэтому система стимулирования работников, о которой говорил новый директор по качеству, и впрямь может на качество повлиять.

Новый мир на заводе пока творится в основном словом. Начали говорить о том, о чем раньше было не принято. Например, что 50% запчастей на рынке — контрафакт.

А Владислав Матус мечтает, что для вазовских деталей, поступающих в розничную продажу, будет разработана фирменная упаковка со штрихкодом. По мысли директора по качеству, все детали должны маркироваться, чтобы работник нес персональную ответственность за них (глас народа: «На таком оборудовании?!»).

Новым руководством был определен еще один источник недоброкачественности: оказывается, детали, поступившие с заводов-поставщиков и забракованные при получении, частенько попадали в торговлю — не пропадать же добру. Владислав Матус пообещал, что вся эта гадость будет уничтожаться и, скорее всего, прямо на заводе. Правда, не уточнил, будет ли поставщик при этом возвращать деньги.

На долю поставщиков приходится 63 процента от всех рекламаций, которые приходят на завод. Поэтому на конференции поставщиков, которая прошла в начале марта, было заявлено: ВАЗ ужесточает требования и даже готовится создать собственный центр сертификации и лицензирования, который будет сертифицировать «без дураков».

Правда, пока что особых изменений не наблюдается, а если они и будут, то, скорее всего, не коснутся предприятий-поставщиков, входящих в Группу компаний СОК. Гендиректор Игорь Есиповский заявил, что у завода нет претензий к этим партнерам. Единственное, чего СОК лишился, — эксклюзивного контракта на сбыт комплектующих для автомобилей «Лада».

Согласно пресс-релизу управления по связям с общественностью СОК, группа сама вышла на руководство АвтоВАЗа с предложением оптимизировать условия контракта со своей же фирмой «СОЛО», которая и занималась реализацией запчастей с 2003 года. За это время ей удалось увеличить отгрузку почти на 1 миллиард рублей. И вот СОК сам предложил ВАЗу расторгнуть контракт (?!). Логика в подобном решении все-таки есть: лучше потерять что-то, чем все.

Игорь Есиповский так отреагировал на это предложение: «Группа СОК в этой ситуации поступила очень здравомысляще. Я считаю, что поступок достоин уважения. Просто молодцы!». Радость гендиректора понять можно: АвтоВАЗ должен был заплатить «СОЛО» 14 миллиардов рублей, если бы сам выступил с инициативой расторжения контракта. Теперь следить за распространением деталей будет дочернее предприятие ВАЗа, которое создадут в ближайшем будущем.

Компании «Арлан-Лада» повезло меньше. 28 марта было совершено покушение на ее директора Андрея Худышева. Его автомобиль обстреляли из подвала неподалеку от дома, где живет бизнесмен. Сам он получил ранения в шею, плечо и руку, кроме него пострадали водитель и женщина, выглянувшая на звук стрельбы. Андрей Худышев не первый раз становится объектом внимания киллеров — в июне прошлого года он получил ножевое ранение и чудом выжил. Тогда это сочли предупреждением.

ЗАО «Металлоцентр «Арлан-Лада» поставляет на АвтоВАЗ 65 процентов необходимого производству алюминия — его производит Запорожский алюминиевый завод, принадлежащий московскому холдингу, в который входит и «Арлан-Лада» (холдинг, кроме всего прочего, занимается золотодобычей и строительством недвижимости в Москве, что, по сути, одно и то же). «Арлан-Лада» также является монополистом по переработке железных отходов предприятия, а еще торгует автомобилями.

У прежнего руководства «Арлан-Лада» была в фаворе: бывший заместитель управляющего казначейством завода Дмитрий Гриценко как-то выдал фирме предоплату за три месяца на общую сумму в 100 миллионов рублей — при том, что завод обычно расплачивался с поставщиками в течение 45 дней после поставки. На Гриценко завели уголовное дело (впрочем, нет уверенности, что его не постигнет судьба тех дел, которые были возбуждены сразу после прихода нового руководства, а впоследствии закрыты ГУВД области).

Объяснений произошедшему дают несколько. Либо это чеченская группировка пытается сохранить ускользающий бизнес. Либо это некие московские бизнесмены пытаются устранить тольяттинцев с пути. Последней версии в городе верят охотно: все уже почувствовали явный интерес к себе со стороны Москвы (тольяттинские дилеры ахнули, когда новое руководство завода выделило ежемесячную квоту на продажу 5 тысяч автомобилей московской фирме «Элекс-Плюс»). Как бы то ни было, похоже, что бескровной революции не получается. И покушение на Худышева считают лишь открытием «сезона охоты».

Дарья МАРЧЕНКО, наш соб. корр., Самарская область

03.04.2006

«НОВАЯ ГАЗЕТА»

***