СУ-27: прорыв через десятилетия
США, создав истребитель F-15, рассчитывали обеспечить господство в воздухе на ближайшие десятилетия. Однако эйфория длилась недолго, творению наших авиаконструкторов — Су-27 — нет аналога и по сей день.
В 1976 г. ОКБ им. П.О. Сухого поручили создать фронтовой истребитель для завоевания господства в воздухе и обеспечения действий своей авиации в оперативной глубине обороны противника на удалении до 1.600 км от аэродрома базирования. Новая машина должна обладать возможностями к выполнению боевых задач за пределами радиолокационного поля автоматизированной системы управления, а также при применении противником средств радиоэлектронного противодействия и огневом противодействии ПВО в любых метеоусловиях, днем и ночью. В числе основных требований ВВС был пункт о превосходстве отечественного самолета по основным характеристикам на 10 процентов над истребителем F-15.
Начавшиеся работы по созданию истребителя «пробуксовывали», казалось, что противоречивые требования заказчика загнали разработчиков в тупик. Ситуация резко изменилась, после того как главным конструктором проекта назначили М. Симонова, сломавшего старые стереотипы и по сути начавшего создание нового самолета с «чистого листа». Истребитель стал уникальным по своей конструкции и аэродинамической компоновке.
В бортовое оборудование вошли радиолокационный прицельный комплекс, оптико-электронная прицельная система, пилотажно-навигационный комплекс, бортовой комплекс обороны и комплекс средств связи.
Ракетное вооружение Су-27 размещается на десяти точках подвески: четыре — под консолями крыла, две — на концах крыла, две — под гондолами двигателей и две — тандемом между мотогондолами.
В основное вооружение Су-27 вошли управляемые ракеты класса «воздух – воздух» увеличенной дальности Р-27Э с полуактивной радиолокационной или пассивной инфракрасной головками самонаведения, а также ракеты ближнего маневренного боя Р-73Э с ИК головкой самонаведения. Всего может быть подвешено шесть ракет Р-27Э и четыре ракеты Р-73Э. Имеется также встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боезапасом из 150 снарядов.
Система управления вооружением обеспечивает всеракурсное автоматическое обнаружение, захват и сопровождение воздушных целей даже на фоне подстилающей поверхности в дальнем и ближнем ракетном бою, захват и сопровождение визуально видимой цели в ближнем маневренном бою, применение управляемых ракет, пушки.
Силовая установка из двух высокоэффективных двухконтурных турбореактивных двигателей АЛ-31Ф и полная емкость внутренних баков 11.975 л обеспечивают дальность полета около 4.000 км. Таким показателем не обладает ни один истребитель в мире.
В 1982 г. в Комсомольске-на-Амуре начался серийный выпуск истребителей. Авиасалон в парижском пригороде Ле Бурже в 1989 году стал триумфом «двадцать седьмого». Во время демонстрационного полета самолет, пилотируемый Виктором Пугачевым, вышел на угол атаки 120 градусов. Иностранные специалисты были в шоке, ведь летчик вывел машину на закритические углы. «Сушка» должна была рухнуть на землю, а вместе с ней и авторитет великой авиационной державы. Однако истребитель продолжил полет практически вперед двигателями. Никто тогда не смог толком понять, как вообще такое возможно и почему самолет не свалился в штопор. «Кобра Пугачева» стала еще одним подтверждением высочайших возможностей отечественной конструкторской школы.
По результатам моделирования, проведенного военными и учеными, совокупный боевой потенциал Су-27 на 30 процентов превзошел американский аналог F-15A. Теоретические расчеты подтверждены учебными воздушными боями, которые состоялись во время визита группы Су-27 в США. Причем наш летчик, как говорится, «попутно завалил» в запале боя и F-15, с которого велась видеосъемка схватки. Американские летчики, обескураженные результатами, постарались «сохранить лицо» и заявили, что довольны возможностями своей техники… Теперь за рубежом уже с помощью компьютерного моделирования пытаются доказать, что их техника превосходит российскую. И отказываются от российских предложений провести ближний маневренный бой на каком-либо авиационном салоне.
В славном послужном списке Су-27 есть еще одна яркая страница. ОКБ Сухого разработало корабельную модификацию этого самолета для тяжелых авианесущих крейсеров.
В начале XXI века АХК «Сухой» разработала модернизацию фронтового истребителя, сделавшую его многофункциональным авиационным комплексом. Су-27СМ может наносить ракетно-бомбовые удары по наземным и надводным целям, используя неуправляемые ракеты, авиационные бомбы, разовые бомбовые кассеты, зажигательные баки. Общая масса боевой нагрузки – 4.000 кг.
Кроме этого, Су-27 стал основой для создания Су-30, Су-34, Су-35, которые позволят нашим ВВС значительно расширить свои возможности, а их эффективность – сократить авиапарк.
Су-27 является наиболее совершенным истребителем четвертого поколения, воплотившим в себе все качества, которые летчик-истребитель желал бы видеть в боевом самолете.
5 Апреля 2006 года
***