Презумпция виновности водителя. Поправки в административный кодекс позволят наказывать нарушителя трижды
В Государственную Думу внесен проект закона об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях, подготовленный группой депутатов. Документ предлагает серьезно усилить ответственность водителей за нарушения правил дорожного движения.
Новый законопроект серьезно нарушает права человека и противоречит многим положениям Конституции РФ. Так, предлагается внести в ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях изменения, которые коснутся презумпции невиновности человека. Сегодня вина любого гражданина должна быть доказана, а любое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. При этом не имеет значения масштаб деяния: убийство или переход улицы на красный сигнал светофора. Процедура для всех едина.
Что предлагает нам законопроект? По замыслу, проезд машин будет сопровождаться фото- или телесъемкой. При нарушении правил квитанция придет по почте собственнику автомобиля. Причем без составления протокола. А следовательно, без сопровождающих его процедур: участия адвоката, разъяснения гражданину его прав, привлечения свидетелей. То есть документ позволит наказывать по сути невиновного.
И вот что получается: при нарушении паспортных, таможенных, экологических, иных правил и норм будет соблюдаться принцип презумпции невиновности. А при предполагаемом нарушении ПДД — прямо противоположный принцип — презумпции виновности. Совершенно очевидно, что нарушаются как минимум две статьи Конституции — 49-я (презумпция невиновности) и 19-я (все равны перед законом и судом).
Авторы законопроекта прилагают к нему пояснительную записку, в которой ссылаются на то, что автомобиль является источником повышенной опасности. Однако такая категория очерчена в гражданском праве и ставить знак равенства с административным правом автоматически нельзя.
Документ предлагает опять вернуться к балльной системе учета нарушений ПДД. Напомню, что эта система и ее аналоги были изъяты из административного законодательства сначала в 1989 году, затем — в 1997 году и наконец — при работе над нынешним КоАП РФ. Причем именно полемика вокруг 12-й, автомобильной главы Кодекса, и в первую очередь о правомерности баллов, талонов, штрафстоянок и эвакуаторов затянула принятие КоАП РФ ни много ни мало на 10 лет.
Хочу также напомнить, что на предпоследний вариант КоАП РФ президент страны Владимир Путин наложил вето и прислал в Государственную Думу свои замечания на 10 страницах. Они касались работы судов и прокуроров, таможенных органов, института представительства. Однако по 12-й главе у главы государства замечаний не было. В итоге кодекс был принят в нынешней редакции.
Нам же предлагают вернуться как к отклоненным ранее репрессиям, так и к новым. Например, с 1992 по 1997 год действовала схема: если водитель набрал в течение года 15 баллов, он мог быть лишен права управления на срок до одного года. Нынешний законопроект говорит: набрал 10 баллов — получи 15 суток административного ареста. Что бросается в глаза? Первое — слова «в течение года» упущены, то есть никаких сроков давности! Десять баллов можно набрать и в течение всей жизни. Второе: балльная система учета противоречит важнейшему принципу права — за одно деяние дважды не наказывают. А водителя предлагают наказывать трижды. Первый раз — штрафом за конкретное нарушение ПДД. Второй раз — путем начисления пресловутых баллов уже после исполнения первого наказания. И в третий раз — за совершенные ранее деяния, административным арестом.
Вспомним, что штрафные баллы не начисляются ни браконьерам, ни контрабандистам, ни мелким хулиганам, ни иным нарушителям административного законодательства. Следовательно, творцы нового проекта в очередной раз хотят нарушить ст. 19 Основного Закона нашей страны.
Документ предлагает весьма неоднозначную новацию. Если человек решил обжаловать наложенное на него административное взыскание, то ему сразу удлиняется срок давности привлечения к ответственности. Причем ни много ни мало — в три раза. То есть, если гражданин смирился и не жалуется, ему срок давности — два месяца. Если же он решил использовать свое законное право и обращается с жалобой в суд или иной орган, то ему добавят еще четыре месяца и для него давностный срок получается уже 6 месяцев. Каково?
В этом же русле лежит и предложение о продлении временных разрешений на право управления транспортными средствами в тех случаях, когда водительское удостоверение изъято. Оно, говорится в проекте, «может быть продлено» в случае подачи жалобы. То есть не автоматически продлевается, а по воле чиновника, который может и не продлить, а тогда налицо фактическое лишение права на управление автомобилем? Другими словами, нарушается важнейший принцип процессуального законодательства: подача жалобы на приговор, решение или постановление должна автоматически приостанавливать их исполнение.
Весь законопроект, по нашему убеждению, перенасыщен исключительно репрессивными нормами. Штрафы увеличиваются в десятки раз. По многим составам деяний вводится административный арест. Вполне законопослушные водители, совершившие по неосторожности или недостатку опыта нарушение на дороге, будут помещаться в КПЗ вместе с матерыми рецидивистами. Трудно согласиться с такой концепцией на фоне общей тенденции декриминализации деяний и гуманизации российского законодательства.
В заключение хотелось бы напомнить, что в России на сегодняшний день примерно 35 миллионов машин. Средняя российская семья — это три человека. Перемножим эти цифры. Получится 100 миллионов, даже с хвостиком. Если они будут протестовать, то волна негодования окажется неизмеримо шире, чем история с запретом на красные огни поворотников. Вот почему нам кажется, что законопроект в нынешнем виде принимать нельзя. Его необходимо вернуть на доработку и писать не под диктовку одного ведомства, а привлечь для участия ученых из МГУ, МГЮА, нашей академии, адвокатов, представителей общественных движений автомобилистов. Только при таком подходе может быть обеспечен объективный анализ.
«Российская газета» №68 (4034), 4.04.06
***