В этом месяце Государственная Дума рассмотрит законопроект, который должен покончить с одним из основных противоречий существующего закона об ОСАГО.

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности на момент его принятия был далек от совершенства. Вызывали вопросы и коэффициенты, с помощью которых ежегодно пересчитывались тарифы, и величина самого страхового взноса.

Теперь — о главном. Сегодня при безаварийной езде в течение года владелец автомобиля, приходящий для перезаключения договора в свою страховую компанию, имеет право на приз — уменьшение суммы страхования автомобиля. Надо отметить, что этот приз очень небольшой — за год безаварийной езды на автомобиле стоимость полиса уменьшается всего на 5 процентов, а чтобы добиться хорошей скидки, надо без единой аварии ездить около 10 лет. Причем, что немаловажно, на одном и том же автомобиле. В случае смены автомобиля на данный момент система скидок не работает, и вся история начинается сначала.

Именно эту несправедливость и предложено убрать в законопроекте, который был предложен к рассмотрению Комитетом Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Согласно законопроекту стаж безаварийной езды должен следовать за водителем и учитываться при покупке им следующих автомобилей. Иначе получается следующая ситуация, когда владелец автомобиля, имеющий, например, десятилетний стаж езды без аварий, решает купить новую машину, ему за ее страхование по ОСАГО придется заплатить снова столько же, сколько и молодому человеку, впервые садящемуся за руль. Без всяких бонусов, которые он накопил за предыдущие годы.

Конечно же, подобная система сохранения коэффициентов должна распространяться и на тех нерадивых водителей, которые в течение периода страхования попадали в аварии. Иначе неумелый водитель сможет чуть ли не каждый год менять разбитые машины, начиная жизнь с чистого лица и не имея стимула ездить более аккуратно.

Между прочим, единой базы данных для страховщиков, с помощью которой можно было бы отслеживать как примерных водителей, так и тех, кто «исповедует» агрессивный стиль езды, тоже нет. Поэтому переход в другую страховую компанию способствует как сокрытию своих прошлых аварий, так и не дает возможности подтвердить свое мастерство.

К слову, популярность ОСАГО у населения, несмотря на обязательность и большие штрафы при отсутствии полиса, остается невысокой. В середине марта 2006 года ВЦИОМ совместно с Агентством массовых страховых коммуникаций провел социологический опрос по тематике обязательного страхования. Из данных соцопроса следует, что полис обязательной автогражданки сейчас есть всего у 13,2 водителей. В сентябре 2005 года этот показатель составлял 16 процентов, а в июне — 19,5 процента. Кстати, приведенные данные сильно не согласуются с теми исследованиями, которые проводятся по заказу Российского союза страховщиков, согласно которым премии участников рынка по страхованию обязательной автогражданской ответственности так же, как и количество полисов за прошлый год, выросли на 9,7 процента. Скорее всего корень противоречия кроется здесь в методике самих исследований.

Страховщики. кстати, предрекают стагнацию рынка и падение уровня доходности по работе с ОСАГО. Тенденция к этому действительно есть. По данным «Росгосстраха», в прошедшем году сумма выплат составила 49 процентов от объема страховых сборов. Отметим, что в первый год работы ОСАГО лишь 37 процентов от общего объема страховых сборов шло на выплату премий. Первое, к чему может привести погоня за сохранением прибыли, — увеличение стоимости полиса. Надо сказать, что волна обсуждений этой темы может скоро начаться, тем более что первые шаги по корректировке основных положений закона об ОСАГО были предприняты еще в конце прошлого года.

Так, еще 8 декабря правительство издало постановление, которым откорректировало тарифы на ОСАГО в той части, которая касается территориальных коэффициентов, а также пролило бальзам на души владельцев недорогих автомобилей иностранного производства. Для тех, кто является обладателем иномарки с мощностью двигателя больше 95, но меньше 100 лошадиных сил, стоимость полиса ОСАГО снизилась почти на четверть.

Помимо стоящего на очереди к рассмотрению законопроекта, регламентирующего перенос ответственности с «автомобиля на человека», в этом году также будут рассматриваться вопросы ответственности страховщика за своевременную выплату страховых сумм и пени за просрочку, а также ряд других вопросов.

Так, например, многим автолюбителям знакома проблема, когда для получения денег по страховке пострадавший вынужден обращаться в страховую компанию виновника аварии. Те, в свою очередь, не горят желанием расстаться с определенной суммой на ремонт, всячески затягивая выплаты и запутывая обратившегося в сложных юридических документах. А автомобиль без ремонта тем временем стоит, владелец тратит деньги и время, которое мог с пользой потратить на решение других более важных задач.

Чтобы решить эти противоречия, в Государственной Думе сейчас находится законопроект, в котором предусмотрена возможность обращения пострадавшего в аварии не в страховую компанию виновника, а к своему страховщику, с которым заключен договор об ОСАГО. Это будет возможно, если сумма выплат по страховому случаю будет невелика (ее размер сейчас обсуждается, но вероятнее всего будет равен средней выплате по ОСАГО, которая сейчас находится в размерах 20 — 25 тысяч рублей). Также можно будет переложить заботы о получении страхового возмещения на плечи «своей» страховой компании в том случае, если число участников аварии невелико и не причинено серьезного вреда здоровью кого-либо, одним словом, когда основные претензии — имущественного характера.

Не меньше хлопот доставляет сегодня водителям ситуация, когда в результате аварии автомобили получили пустяковые царапины, починка которых не понесет серьезных последствий. И, кажется, можно обойтись без экспертизы, согласовать величину ущерба на месте, но сейчас этого сделать нельзя. Предложенные изменения в базовый закон об ОСАГО гласят, что при мелких ДТП по договоренности с потерпевшим и страховщиком величина ущерба может быть определена без проведения экспертизы по мелким ДТП. Также планируется урегулировать тот случай, когда авария мелкая, но для ее регистрации необходимо дождаться сотрудника ГИБДД. Подобное ожидание может растянуться на долгие часы. Да и сами вставшие из-за пустяка машины за это время создают большую пробку. Если же присутствие сотрудника ГИБДД, который будет должен зарегистрировать царапину на бампере, станет необязательным, то от этого станет лучше всем — и сотрудникам милиции, и водителям.

Не менее остро стоит проблема своевременного получения выплат по страховому случаю. Нередки факты, когда страховые компании по тем или иным причинам откладывают или занижают суммы страховых выплат. Законопроект, который урегулирует эту ситуацию, должен будет пройти второе чтение в апреле этого года.

Согласно предложенным поправкам в случае нарушения срока выплат компания должна выплатить потерпевшему неустойку за каждый день просрочки в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы страховой выплаты или от той ее части, которая не выплачена клиенту. Также внесено предложение, чтобы страховщик, задержавший отправку мотивированного отказа в страховой выплате не более чем на 15 дней, уплачивал неустойку в размере 500 рублей. Если же сроки отправки документа еще больше, то штраф будет достигать 25 тысяч рублей в случае задержки более чем на месяц. Страховщики, надо отметить, с подобными мерами «воздействия на нерасторопных» согласны — единственная проблема, на их взгляд, это разработка соответствующих мер по контролю за исполнением данного закона.

Одним словом, проблема несовершенства Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» налицо и сейчас предпринимаются попытки улучшить его в соответствии с жизненными реалиями. Насколько это удастся, покажет время.

«Российская бизнес-газета» №13 (550), 4.04.06

*