Несмешное мероприятие. В Москве в День смеха прошел митинг с требованием отмены призыва
В минувшую субботу Республиканская партия России (РПР) совместно с Союзом комитетов солдатских матерей, Объединенным гражданским фронтом, СПС и несколькими молодежными движениями провели в Москве митинг в рамках всероссийской акции «Выбираю профессиональную армию!». Акция была приурочена к началу весеннего призыва. А осенний митингующие пообещали встретить масштабным антипризывным маршем.
Небольшой пятачок на Пушкинской площади, где в 12.00 должен был начаться митинг, со всех сторон окружили милиционеры и дружинники. И, видимо, на случай беспорядков неподалеку дежурил автобус с еще одной группой милиционеров. Но это совсем не смущало митингующих, которых собралось около 200 человек (едва ли не меньше, чем стражей порядка). Бросалось в глаза, что возвысить свой голос за отмену призыва пришли по большей части люди совсем не призывного возраста.
Представителей такового можно было сосчитать по пальцам, да и то это были в основном активисты молодежных движений «Оборона», «Мы», «Смена». Протестующие, как и положено, держали в руках множество плакатов с лозунгами: «1 апреля. Призыв. Не смешно», «Призыв – могила для талантов», «Армии нужны профессионалы, а не дилетанты» и даже «Призывная армия – школа подлости».
Первым слово взял лидер РПР Владимир Рыжков. «Сегодняшний митинг только часть всероссийской акции протеста, которая проходит в более чем 40 регионах России», – объявил он и напомнил о том, что в четверг правительство одобрило предложенный Минобороной законопроект об отмене 9 из 25 существующих отсрочек.
Затем выступила председатель Союза комитетов солдатских матерей и сопредседатель РПР Валентина Мельникова (ее организация вошла в РПР в качестве фракции. – «НИ»). Она рассказала о новой инициативе солдатских матерей: призывник, а также его родители, родственники могут написать заявление об отказе участвовать в призыве до тех пор, пока государство не сможет гарантировать сохранность жизни, здоровья, чести и достоинства призывника. «Вы можете написать письмо нашему гаранту конституционных прав, генпрокурору, мэру Лужкову со словами «я не отдам своего сына», – обратилась она к митингующим. – Когда мы соглашаемся отдавать своих детей, мы сами подписываем себе смертный приговор. Не бойтесь! Страшнее, чем те истории, которые происходят в воинских частях, нет ничего».
Председатель координационного комитета российских радикалов и член политического правления Транснациональной радикальной партии Николай Храмов сообщил, что РПР, Союз комитетов солдатских матерей и «Лига за отмену призыва» инициируют подготовку всероссийского референдума об отмене воинского призыва. Правда, для его проведения «нужно собрать 5 тысяч активных человек в 45 регионах страны, чтобы они собрали два миллиона подписей». Помимо этого, г-н Храмов объявил о том, что 1 октября пройдет масштабный антипризывной марш, но только в том случае, если к 15 сентября о своем участии в нем заявят не менее 10 тысяч человек. Зарегистрироваться можно было прямо на митинге, всем желающим выдавали специальные бланки.
Член федерального совета ОГФ Иван Стариков потребовал от правительства передать средства стабилизационного фонда на развитие в России профессиональной армии европейского образца. «Взятки военкомам на развитие армии!», – выкрикнула из толпы какая-то женщина. Люди засмеялись.
Затем собравшимся предъявили «настоящего призывника» Всеволода, фамилию которого ведущий «по понятным причинам» называть не стал. «Мне стыдно, что мои товарищи по несчастью выталкивают матерей защищать нас», – сказал он грустно. В толпе несколько женщин стали возмущаться: «Действительно, а где студенты?»
Завершил митинг Владимир Рыжков: «Надо просто не быть стадом баранов. На этом митинге мы показали, что таковыми не являемся. Наша акция бессрочна и будет продолжаться, пока не появится профессиональная армия. Мы продолжим нашу борьбу». Собравшиеся единогласно поддержали депутата. Когда г-н Рыжков закончил выступление, к нему подбежал какой-то немиролюбивый пожилой гражданин и заявил, что депутат «все наврал про Лукашенко» и что ему надо вернуться в Белоруссию, а не митинговать здесь. «Съездите сами в Белоруссию, вам там все зубы выбьют», – предложил ему лидер РПР в ответ. Через секунду буйного мужчину уже обступили люди, кто-то схватил его за руку. «Ну, чего ты пристал? Нечего тебе здесь делать», – говорили ему. Тем временем к Владимиру Рыжкову подошел другой пенсионер с длиной седой бородой и со значком «Stop чеченской войне». «Ты в армии служил?», – интересовался старичок у депутата. «Служил, даже медаль получил». «А тебя били?», – не отставал пенсионер. «Конечно. Когда молодой был, били», – улыбнулся парламентарий.
СПРАВКА
МЛАДЕНЦЫ ПРОТИВ ПРИЗЫВА…
Старт кампании по призыву в вооруженные силы молодые питерские оппозиционеры встретили протестами на Дворцовой площади. Организатором митинга выступало «Яблоко», но поддержать коллег пришли и активисты Объединенного гражданского фронта, и НБП, и коммунисты. Хотя демонстрация продолжалась не больше часа, и участвовали в ней около 40 человек, она привлекла немалое внимание. Желающих записывали в ряды членов общественного движения «Стоп-призыв». Его организовала одна из многодетных матерей Петербурга. И хотя четверо ее отпрысков еще совсем малы (один из них прибыл на демонстрацию в коляске), она уже сейчас добивается для них лучшей участи. Главная цель «Стоп-призыва» – переход армии на профессиональную основу. С понедельника в Ленинградском военном округе открываются 187 призывных пунктов. По плану они должны призвать на службу 10 тысяч молодых людей.
Мария СЕЛЕЗНЕВА, Санкт-Петербург
…И ХОМЯЧКИ ТОЖЕ
«Женщины и дети – солдаты лучшие на свете!», «Канареек – в танкисты, хомячков – в радисты!», «Морских свинок в десант!», «Тараканов – в разведчики!» – с такими плакатами 1 апреля вышли к Воронежскому университету активисты молодежной правозащитной группы, межрегионального свободного профсоюза студентов и организации «Дело молодое». Спешившим с занятий студентам предлагали участие в шуточном соцопросе «Центра обследования антиобщественного мнения». У молодых воронежцев выясняли, кто, по их мнению, добровольно отправится в военкоматы. Среди вариантов назывались «старики, женщины, дети, студенты», но лидировали домашние животные и их хозяева. Число активистов не превышало пятнадцати, а позубоскалить в рамках опроса согласилось около полусотни студентов.
Роман ПРЫТКОВ, Воронеж
ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО
03.04.06
понедельник
*