В Музее Лондона в субботу для широкой публики открывается выставка «Сатирический Лондон».

Как отмечают кураторы экспозиции, ее открытие приурочено к отмечаемому 1 апреля во многих странах Дню смеха (в англоязычном мире этот праздник носит название April Fools&apos Day — «День апрельских дураков»).

Свыше 350 экспонатов выставки позволяют проследить 300-летнюю историю сатиры в Великобритании — от первых карикатур, которые пришли из Италии в XVIII веке и удачно совместились с давней традицией острой английской сатиры, до современных примеров газетных карикатур и резиновых масок с лицами знаменитостей.

Открывается выставка копией витрины магазинчика миссис Хамфри в центре Лондона. Он был самым знаменитым местом в конце XVIII-начале XIX века в столице, где можно было купить гравюры с сатирическими рисунками. Для привлечения покупателей, многие из которых были неграмотными, в витринах магазина выставлялось множество новых рисунков. Один из них изображает, кстати говоря, сам магазин, зазевавшихся посетителей которого так и норовят обчистить карманные воришки.

Рассказано на выставке и о том, как печатались эти гравюры и как постепенно с развитием газет и журналов они уступили место специальным периодическим юмористическим изданиям, самым известным из которых стал журнал «Панч», тираж которого в середине XIX века достигал 40 тысяч экземпляров. С этим литературно-юмористическим журналом сотрудничали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие известные авторы.

Журнал получил свое название от популярного кукольного шоу «Панч и Джуди». Панч, похожий на русского Петрушку, и его подруга Джуди смешили публику различными бытовыми сценками, в которых однако отражались многие негативные стороны тогдашней общественной жизни: пьянство, домашнее насилие, сквернословие.

Этим проблемам общества посвящены специальные разделы выставки с соответствующими подборками карикатур. Одними из самых известных и наиболее часто воспроизводимых английских карикатур являются две работы Уильяма Хогарта 1750-51 годов — «Пивная улица» и «Переулок Джина». На выставке они размещены рядом с двумя рисунками XX века под теми же названиями, которые показывают изменившиеся внешне улицы, но оставшихся неизменными людей и их привычки.

Интересна и подборка карикатур, посвященных взаимоотношениям англичан с другими народами, как внутри Соединенного Королевства, так и за его пределами. Героями их становились шотландцы, ирландцы, евреи, а из ближайших соседей англичан — конечно же, их давние соперники французы. Один из рисунков — «Француз в Лондоне» — изображает изысканного, утонченного, ленивого и немного манерного разодетого француза рядом с бравым, трудолюбивым, приземленным мясником-англичанином.

«Зачастую карикатуры создавали стереотипы, которые в свою очередь, подкреплялись затем новыми карикатурами», — рассказал журналистам куратор выставки Майкл Биллс.

Из произведений последних 20 лет внимание посетителей выставки, несомненно привлекут тапочки с портретами принца Чарльза и принцессы Дианы, чайники и пепельницы с изображениями принца Чарльза и Маргарет Тэтчер, а также резиновые маски в виде лиц Тони Блэра, королевы Елизаветы Второй и ее покойной матери, известной своим пристрастием к скачкам и алкоголю. Маски были изготовлены для передачи «Spitting Image» (аналог передачи «Куклы»), которая шла на британском телевидении с 1984 по 1992 годы.

Выставка «Сатирический Лондон», вход на которую бесплатный, будет работать в здании Музея Лондона до 3 сентября этого года.

ЛОНДОН, 1 апр — РИА Новости, Александр Смотров

РИА Новости

*