Эфирное время, которое два телеканала-лидера — «Первый» и «Россия» — отдают на откуп юмористам, увеличивается, а качество шуток, наоборот, стабильно падает. Накануне Дня дурака продюсеры и участники развлекательных программ посекретничали с «Известиями», приоткрыв некоторые стороны жизни секты российских юмористов.

Телеэфир федеральных каналов оккупировали три крупных клана весельчаков. Самый древний и самый динамичный по сменяемости лиц — клан Александра Маслякова под названием КВН. Чуть позже появились группировки Регины Дубовицкой («Аншлаг») и Евгения Петросяна («Кривое зеркало»). На телеэкране кланы отличаются друг от друга формой выступлений, но все они при этом построены по единой модели. Главный принцип — максимальная закрытость от внешнего мира и строгое подчинение лидеру, который вырабатывает правила поведения. Нарушители изгоняются. Известен громкий скандал между Региной Дубовицкой и Ефимом Шифриным, который выступил против того, что «Аншлаг» тиражирует его выступления без разрешения. Менее заметным стал недобровольный уход Гарика Харламова из КВН — Александр Масляков запретил ему играть после того, как Гарик без разрешения стал одним из ведущих церемонии вручения «Радиомании». Позволить себе внеклановую вольницу могут лишь «зубры», такие, как Михаил Жванецкий, Геннадий Хазанов, Михаил Задорнов, Ефим Шифрин, Ян Арлазоров, Максим Галкин и еще несколько человек.

А рейтинги все ниже!

Все они вместе (включая молодых экспериментаторов типа «ОСП-студии» и «Другой передачи» на СТС, «Комеди Клаба» на ТНТ) в 2005 году пытались смешить телезрителей на протяжении 2018 часов (столько времени юмористические программы, по данным TNS Gallup Media, заняли в эфире). Парадокс, но их доля от всего эфира составила всего 2% вещания. Ощущение, что юмором заполнен весь эфир, — оттого что эти программы ставят, как правило, вечером в уик-энд, в прайм-тайм, когда у экранов больше всего зрителей.

Однако сравнение рейтингов нынешнего и прошлого телесезонов показывает, что интерес зрителей к однотипным юмористическим программам начал падать. Если в сезоне-2004/2005 рейтинги первой пятерки «Первого канала» в России составляли 12-15% (процент смотревших программу от общего числа жителей страны), то в этом сезоне они упали до 9-12%. Исключение составляет лишь новогодний концерт Максима Галкина, который и в прошлый раз, и в этот посмотрели 18,5% россиян. Похожее падение рейтингов-и у проектов «России».

Юмор пока остается «золотой жилой» ТВ

Что любопытно: сами продюсеры и артисты чувствуют, что сегодняшний юмор на телеэкране приближается к кризису. С начала 90-х годов действовала модель, сформированная Региной Дубовицкой. Суть ее проста: мама «Аншлага» нашла молодых артистов, которых сначала показывала по телевизору (тут юмористы работали бесплатно), а потом возила на гастроли, где весельчаки уже неплохо зарабатывали. Зритель же попадал в замкнутый круг — сначала мчался на живой концерт юмористов из «ящика», а потом по выходным не отходил от телевизора, ожидая увидеть знакомые лица. Позже этим механизмом успеха воспользовался Петросян, создавший «Кривое зеркало».

Но сегодня эта модель начала давать сбои. Во-первых, «зазвездившие» юмористы стали отказываться выступать для телевидения бесплатно. Во-вторых, постоянный чес с концертами, а также участие в расплодившихся телефестивалях юмора не оставляют им времени для работы над новыми номерами, в результате чего шутки стали повторяться и быстро устаревать. Появление у артиста двух хороших новинок за год считается удачей, а тех, кому удается создать больше, причисляют к героям. Выезжают чаще на музыкальных пародистах. В-третьих, телеканалы стали внимательнее и строже относиться к темам, на которые шутят в эфире. В-четвертых, юмористы стонут от отсутствия новых авторов и готовы платить им приличные деньги — один номер стоит от тысячи долларов и выше.

Большинство подобных проблем незнакомо только клану кавээнщиков, где выстроена природная система воспроизводства — слабый уступает место сильному.

На телеканалах рассказывают и о возросших потребностях юмористов. Их гонорары за последние 2-3 года выросли в несколько раз. Многие стали куда требовательнее во время гастролей. Говорят, самый длинный райдер (список обязательных требований для проведения гастролей) — у Сердючки, которая требует автомобиль бизнес-класса, люкс, холодное шампанское и фрукты в гримерку перед выступлением. Менее прихотлив Максим Галкин, который ограничивается просто иномаркой, люксом и зарплату берет только в евро. Остальные отсутствие райдеров компенсируют повышенными гонорарами.

Пока еще юмор для каналов остается «золотой жилой» — 1,5-2-часовой концерт наподобие «Кривого зеркала», бенефиса Юрия Гальцева, Клары Новиковой или цикла выступлений «аншлаговцев» обходится в 3 0 тысяч долларов, в то время как один час среднего сериала превышает 100 тысяч долларов. Рекламы же в юмористический концерт можно вставить не меньше 20 минут, что в прайм-тайм при самых приблизительных подсчетах приносит каналу порядка 1 миллиона долларов. Однако если падение рейтингов продолжится, интерес телевидения изменится — каналам придется искать новые формы и новые лица.

Евгений Кузин

Устал от «жрачки и ржачки»

Программа «Веселые ребята», появившаяся в конце 1980-х, была одним из самых ярких экспериментов с юмором на телеэкране. О том, почему ее создатели прекратили творить, рассказал ее автор и идеолог Андрей Кнышев.

— Честно говоря, кое-что из того успешного, что было в «Веселых ребятах», сегодня я бы сам аккуратно поправил большими овечьими ножницами. Всему свое время. Каждая эпоха рождает своих героев, она же их и убивает.

Я плохо приспособлен для конвейерной работы. Мне интересны проекты, отличные от того, что сейчас популярно. Мне близки формат видеофильма, многокомпонентного художественного телеколлажа, поиск нового телевизионного языка, игра с новыми оттенками юмора -это не самоцель, просто так живется и дышится. Мне всегда хотелось добиться сочетания юмора дурашливого и осмысленного. Сейчас я собрал команду людей, в том числе из тех, с кем делал «Веселых ребят», для «Проекта Х», какя его называю. Это будет немного похоже на то, что мы делали 20 лет назад, но с поправкой на эволюцию и новые возможности. Проект будет даже не телевидением, а неким синтетическим продуктом. Думаю, мы сможем представить его к концу года.

30 раз невозможно слушать даже Райкина!

В отличие от большинства коллег по цеху Ефим Шифрин старается ограничить свое появление на телеэкране и избирательно подходит к предложению каналов засветиться. Вот как он объясняет свое поведение.

— Говорят, смех — это лекарство. Если воспринять эту метафору буквально, то любое лекарство должно иметь дозировку. Симптомы перекормленности юмором мы все сегодня ощущаем.

Дозировку нашего присутствия в эфире определять легко. Я артист, который ездит по стране с концертами и смешит народ. Но народ перестает ходить на то, что он может бесплатно посмотреть по телевизору. Зритель устал от обилия весельчаков. Обрадовавшись бесцензурщине, зрителя потчуют чем угодно. Все артисты сейчас — частные предприниматели, которые не чураются ни одного эфира. Большое цыганское племя кочует с канала на канал.

Срабатывает инерция советских лет – мол, раз тебя показывают по телевизору, значит, тебя знает страна и ты поедешь на концерты знаменитым. Но этот советский стереотип давно не работает. Теперь тебя не только знает страна, но ты благодаря телевидению уже успел ей надоесть. Но я не стал бы винить в том только артистов. Телеканалы тоже причастны. Крылатые фразы Райкина разлетались после двух-трех повторов, но после тридцати повторов и они потеряли бы крылья.

16:35 31.03.06

izvestia.ru

***