Автобусному парку №4, что на ул. Блюхера, 28, Муниципального предприятия «Управление «Самарский автомобильный транспорт», 30 марта исполняется 30 лет. Хочется думать, что это не случайное совпадение, а своеобразная счастливая закономерность. В юби­лей хочется вспомнить вехи истории одного из старейших пред­приятий Самары.

На основании приказа на­чальника Средне-Волжского транспортного управления Сер­гея Петровича Писарева №233 от 30 марта 1976 года в составе СВТУ на базе филиала №2 КПАТК №1 было органи­зовано Куйбышевское пасса­жирское автотранспортное предприятие №4, первым дирек­тором которого стал Петр Ни­колаевич Мельник.

Тогда предприятие насчи­тывало 122 единицы подвижно­го состава и работало на нем 360 человек. Для развития про­изводственной базы необходи­мо было увеличить промышлен­ные площади. Весь коллектив с энтузиазмом включился в про­цесс укрепления своего пред­приятия. Площади автомастер­ских были увеличены до 3 гек­таров, цеха в ремонтной мастер­ской оснащены всем необходи­мым технологическим оборудо­ванием. Параллельно с укреп­лением производственной базы совершенствовалась и культура обслуживания пассажиров. Это были годы открытия новых го­родских автобусных маршрутов, строительства крытых автосто­янок с отоплением, базы отды­ха, жилого дома по улице Со­ветской Армии. В 1980 году 21 экипаж был удостоен высоко­го звания «Экипаж образцово­го обслуживания пассажиров». Это В.Ф. Поздняков, B.C. На­заров, М.А.Борисов, И.Н. Туркин, Э.П. Синицын, В.А. Скирда и другие.

В 1981 году директором предприятия стал Владимир Алексеевич Ефременко, ко­торый руководил им до 1991 года.

Автобусный парк за это время «подрос» до 385 единиц, а количество работающих уве­личилось до 996. Была пущена в эксплуатацию система АСДУ-А, реконструирована мойка авто­бусов, построена столовая на базе отдыха, начато строитель­ство жилого дома на улице Антонова-Овсеенко, открыты новые городские маршруты NN70, 46. На предприятии было организовано социалистичес­кое соревнование. Администра­ция и профсоюзный комитет регулярно подводили его итоги с последующим награждением по­бедителей. Среди них — водите­ли В.В.Корнев, В.С.Назаров, И.М.Донос, Д.М.Филатов, Н.В.Данов, В.Г.Медведев, В.И.Федосеев, М.В.Пантеле­ев…

В 1980 году в Москве про­ходили XX летние Олимпийс­кие игры. 48 водителей, ремон­тников и инженеров принимали участие в транспортном обслу­живании московской олимпиа­ды. Самарцы зарекомендовали себя отлично, поэтому новое приглашение не заставило себя ждать.

В июле 1985 года, когда у нас в стране проводился XII Всемирный фестиваль молоде­жи и студентов, транспортное обслуживание этого грандиоз­ного мероприятия в числе дру­гих автохозяйств было поруче­но и автомобилистам куйбы­шевского предприятия. Восемь дней длился фестиваль. Напря­женно и слаженно трудились на нем и посланцы с берегов Вол­ги. Однако в стране назревали большие со­циально- политические перемены.

В 1992 году для работников пассажир­ского транспорта, как и для многих тогда, настали нелегкие вре­мена. В условиях паде­ния промышленного производства резко снизились возможнос­ти пополнения пред­приятия подвижным составом, запчастями и матери­алами. Все это немедленно от­разилось на работе городско­го пассажирского транспорта. Выход автобусов на городские маршруты сократился на 35 -45%, в основном, из-за изношен­ности автобусного парка. Новые машины поступали в единичном количестве. Необходимо было перестраиваться с учетом новых реалий жизни общества.

Именно в эти годы хозяй­ство возглавил опытный орга­низатор автомобильного дела В.А. Елин.

В 1994 году предприятие приобрело новый статус, став, по решению администрации горо­да Самары, муниципальным. Под руководством админи­страции Самары предприятие с честью прошло через все испы­тания, выросло и окрепло.

Общая численность води­телей за 1995 — 1996 г. выросла примерно на 20%. Этому спо­собствовали достаточно высо­кий уровень технического со­стояния парка, стабильное фи­нансовое состояние предприя­тия, сравнительно высокая зар­плата и регулярность ее выда­чи, функционирование оздоро­вительно — восстановительного комплекса, организация стола заказов, свой магазин с филиа­лами, пекарня, наличие турбазы и другие социальные факторы.

С 1997 года руководил предприятием опытный автомобилист и грамотный специалист Вла­димир Яковлевич Бе­лов, который возглавил коллектив после преж­девременной смерти директоров В.А. Елина и А.В. Царапкина. То было время слож­ных экономических ре­шений, но, несмотря ни на что, предприятию удалось провести ре­конструкцию участков ТО-1 и ТО-2, открыть скорост­ные маршруты №№37,61,70. Также было реконструировано административное здание, цех хлебо-булочных изделий. Ус­пешно работал и участок ка­питального ремонта автобусов, что позволяло удерживать вы­сокий уровень технического состояния подвижного соста­ва. На тот момент на предприя­тии трудились1200 человек, в том числе свыше 500 водителей, 200 ремонтных рабочих, 350 кон­дукторов, 150 инженеров и служа­щих. Водители, работая на 311 автобусах, обслуживали 22 город­ских, 2 пригородных и 5 сезонно — дачных маршрутов.

Организаторские способнос­ти Владимира Белова, помощь и понимание коллектива помогли сохранить материально — техничес­кую базу и все объекты социаль­но-культурного быта. За прошед­шие годы изменились и сами люди. На смену родителям шли их дети, образуя семейные династии. Так, сегодня в АП№4 трудятся отец и два сына Черенковы, отец и сын Пундели, сын и мать Чекановы. Старший сын Павла Черенкова Андрей — участник боевых дей­ствий в Чечне, работал автослеса­рем, после окончания службы в армии выучился на водителя. На­гражден нагрудным значком «За работу без аварий» 3 степени.

В 90-е годы, несмотря на вну­шительные объемы перевозок, по­ложение складывалось критичес­кое. Крайне медленно обновлял­ся парк автобусов. Из 244 машин 70% полностью выработали свой ресурс и требовали замены. Упа­ли объемы перевозок, сократилась интенсивность движения. Суще­ствующие тарифы не покрывали себестоимости перевозок, что не позволяло предприятию стабиль­но функционировать и развивать­ся.

Тяжелое экономическое по­ложение в транспортной отрасли поставило задачу поиска путей сохранения муниципального пас­сажирского автомобильного транспорта. Тогда на основании Постановления Главы города Са­мары № 1338 от 21.11.2003 года было принято решение о созда­нии Муниципального предпри­ятия города Самары «Управле­ние «Самарский автомобиль­ный транспорт» в форме слия­ния пассажирских автотранспорт­ных предприятий города. Городс­кая администрация доверила ру­ководство вновь созданным пред­приятием Владимиру Яковлевичу Белову, признанному лидеру и та­лантливому организатору.

Начиная с 2003 года автопар­ку ежегодно выделяется новый подвижной состав, так, в 2003 году было выделено 5 автобусов, в 2005 году еще 5, а в 2006 году уже 9 автомашин «ЛиАЗ».

С 2004 года коллектив авто­бусного парка № 4 возглавил Анатолий Александрович Макашов. В настоящее время в парке работают 732 человека, ко­торые обслуживают 20 городских, 1 пригородный и 9 дачных маршрутов. Благодаря умелому руко­водству, профессиональной компе­тентности и высокой работоспо­собности Анатолия Макашова, АП №4 является одним из лучших подразделений предприятия. Вся система работы в парке направ­лена на улучшение качества пас­сажирских перевозок, обеспечение безопасности движения. Для орга­низации четких городских марш­рутных перевозок автопредприя­тие имеет 3 автостанции: на ул. Г. Димитрова, пр. Карла Маркса и ул. Авроры.

Но и сегодня, как всегда, глав­ное достояние парка — ЛЮДИ. В коллективе трудятся 148 вете­ранов труда, 23 Почетных автотран­спортника России, 10 кавалеров боевых и трудовых орденов и ме­далей, 250 новаторов и передови­ков производства. Среди сегод­няшних передовиков С.А.Наумов, В.В.Бушуев, А.А.Бабан, М.Ш.Шабаев, О.В.Коновалова, А.П.Саранцева, Т.А.Васюткина, Е.А.Барышева, О.Г.Мирзоян. Неоднократно водители парка ста­новились победителями городских и областных конкурсов по мастер­ству вождения. Это С.А.Наумов, А.П.Черенков, С.Б.Сычев.

Начиная с 1976 года и по сей день 400 работников были удос­тоены орденов и медалей, почет­ных грамот, благодарственных пи­сем.

Среди ветеранов производ­ства, проработавших на предприя­тии со дня основания, можно на­звать Виктора Яковлевича Субочева, единственного в авто­парке награжденного орденом Трудового Красного знамени; Анатолия Андреевича Бабана, председателя цехового комитета профсоюза автоколонны; Алек­сандра Александровича Гвоз­дева, заслуженного работника транспорта России; Виктора Ва­сильевича Бушуева; Алексея Григорьевича Пугина, награжден­ного Почетной грамотой Главы го­родского округа Самара; Галину Алексеевну Рыбакову, отмечен­ную благодарностью министра транспорта России; Михаила Алексеевича Борисова, награж­денного Почетными грамотами министра транспорта России и Гла­вы городского округа Самара; Ар­кадия Александровича Дурнова, отмеченного Почетной грамо­той Главы городского округа Са­мара.

Лучший автопарк в городе

Заместитель гла­вы администрации го­родского округа Са­мара Петр Павлович ГРИГОРОВ:

— АП № 4 родился буквально на наших гла­зах. Правда, тогда, 30 лет назад, он был еще филиалом автобусного предприятия №1. Сегод­ня оно входит в состав Управления «Самараавтотранс». Несомненно, АП №4 отличается от других предприятий. И, прежде всего, сво­им местоположением. Практически автопарк находится в гео­графическом центре города и строился он для того, чтобы соединить старый центр города с промышленной зоной. А ее в свою очередь — с районами Безымянки.

Надо сказать, что отличие АП №4 от других предприятий есть еще и в его сравнительной молодости — 30 лет не такой уж и большой срок. Отличие и в том, что у него имеются современные цех, большая крытая стоянка для автобусов, чем другие автобусные предприятия похвастать не могут. Сильные, стабильные кадры. Предприятие имеет прекрасные социальные объекты: туристическую базу, пункты горячего питания для водителей и рабочих. Подобное есть не на всех автопредпри­ятиях города. По праву АП №4 считается лучшим в городе. Не будет преувеличением, если сказать, что это одно из крупней­ших предприятий наряду с АП №№1 и 5. Ветераны производ­ства, которые стояли у истоков АП №4, огромный свой опыт передали молодым водителям, но и некоторые из них продол­жают до сих пор трудиться в этом автопарке. Традиция стар­шего поколения, а это были действительно сильные личности — руководители, водители, ремонтный состав — с успехом про­должается и по сей день. Как говорится, предприятие высоко держит свое трудовое знамя. Интересно отметить, что марш­руты, обслуживаемые автобусами АП №4, считаются студен­ческими, поскольку они в большей степени сегодня перевозят учащуюся молодежь и соединяют деловой центр с местами, где расположены вузы.

Здесь следует сказать, что теперь задачи автопарка изме­нились в прямой связи с изменениями самой структуры произ­водства в городе. Если раньше самыми серьезными счита­лись перевозки в промышленную зону (авиационный завод, «Гид­роавтоматика», «Экран», имени Фрунзе, «Прогресс»), о чем я уже говорил, то в настоящее время пассажиропоток несколь­ко перераспределился. Но зато подвижность населения в це­лом не упала, а с каждым годом наоборот вырастает. Более массовый пассажиропоток теперь наблюдается в местах скоп­ления торговых центров, особенно крупных, таких как «Мос­ковский», «Караван», «Фрегат», «Империя» и других. Перевозки студенчества сильно возросли. Например, студенты сейчас пользуются транспортом не менее ста раз в месяц. А АП № 4, как и другие предприятия, предоставляет немало льгот для пе­ревозок школьников, студентов и обычных граждан. Конечно, с пуском станции метро «Российская» пассажиропоток будет перераспределен, в том числе и на маршрутах АП № 4. К тому же не надо забывать, что увеличение личного транспорта не­сколько снижает обороты и скорость передвижения обществен­ного транспорта в часы пик. Это и заторы, и дорожно-транс­портные происшествия. И, тем не менее, все работники автопар­ка № 4 с поставленной задачей — обеспечить бесперебойные перевозки граждан нашего города — успешно справляются.

И сегодня, когда автопарку № 4 исполнилось 30 лет, мне хочется от всей души поздравить весь его славный коллектив, во главе с руководителем Анатолием Александровичем Макашовым, с юбилеем. Пожелать им исключительно добра, здо­ровья, зеленого света на дорогах, безаварийной работы. И чтобы пассажир знал: он едет на автобусе АП №4, который везет его комфортно, быстро и безопасно. От имени руководства города желаю всем счастья и слаженной работы. Думаю, что ко мне присоединятся и жители Самары, потому что за такой труд, кото­рый вкладывают водители и кондуктора, их нужно благодарить. Спасибо и с юбилеем!

По материалам «Самарской газеты»

*