Тридцать лет по прямой дороге. Сегодня у сотрудников АП №4 города Самары – юбилей
Автобусному парку №4, что на ул. Блюхера, 28, Муниципального предприятия «Управление «Самарский автомобильный транспорт», 30 марта исполняется 30 лет. Хочется думать, что это не случайное совпадение, а своеобразная счастливая закономерность. В юбилей хочется вспомнить вехи истории одного из старейших предприятий Самары.
На основании приказа начальника Средне-Волжского транспортного управления Сергея Петровича Писарева №233 от 30 марта 1976 года в составе СВТУ на базе филиала №2 КПАТК №1 было организовано Куйбышевское пассажирское автотранспортное предприятие №4, первым директором которого стал Петр Николаевич Мельник.
Тогда предприятие насчитывало 122 единицы подвижного состава и работало на нем 360 человек. Для развития производственной базы необходимо было увеличить промышленные площади. Весь коллектив с энтузиазмом включился в процесс укрепления своего предприятия. Площади автомастерских были увеличены до 3 гектаров, цеха в ремонтной мастерской оснащены всем необходимым технологическим оборудованием. Параллельно с укреплением производственной базы совершенствовалась и культура обслуживания пассажиров. Это были годы открытия новых городских автобусных маршрутов, строительства крытых автостоянок с отоплением, базы отдыха, жилого дома по улице Советской Армии. В 1980 году 21 экипаж был удостоен высокого звания «Экипаж образцового обслуживания пассажиров». Это В.Ф. Поздняков, B.C. Назаров, М.А.Борисов, И.Н. Туркин, Э.П. Синицын, В.А. Скирда и другие.
В 1981 году директором предприятия стал Владимир Алексеевич Ефременко, который руководил им до 1991 года.
Автобусный парк за это время «подрос» до 385 единиц, а количество работающих увеличилось до 996. Была пущена в эксплуатацию система АСДУ-А, реконструирована мойка автобусов, построена столовая на базе отдыха, начато строительство жилого дома на улице Антонова-Овсеенко, открыты новые городские маршруты NN70, 46. На предприятии было организовано социалистическое соревнование. Администрация и профсоюзный комитет регулярно подводили его итоги с последующим награждением победителей. Среди них — водители В.В.Корнев, В.С.Назаров, И.М.Донос, Д.М.Филатов, Н.В.Данов, В.Г.Медведев, В.И.Федосеев, М.В.Пантелеев…
В 1980 году в Москве проходили XX летние Олимпийские игры. 48 водителей, ремонтников и инженеров принимали участие в транспортном обслуживании московской олимпиады. Самарцы зарекомендовали себя отлично, поэтому новое приглашение не заставило себя ждать.
В июле 1985 года, когда у нас в стране проводился XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, транспортное обслуживание этого грандиозного мероприятия в числе других автохозяйств было поручено и автомобилистам куйбышевского предприятия. Восемь дней длился фестиваль. Напряженно и слаженно трудились на нем и посланцы с берегов Волги. Однако в стране назревали большие социально- политические перемены.
В 1992 году для работников пассажирского транспорта, как и для многих тогда, настали нелегкие времена. В условиях падения промышленного производства резко снизились возможности пополнения предприятия подвижным составом, запчастями и материалами. Все это немедленно отразилось на работе городского пассажирского транспорта. Выход автобусов на городские маршруты сократился на 35 -45%, в основном, из-за изношенности автобусного парка. Новые машины поступали в единичном количестве. Необходимо было перестраиваться с учетом новых реалий жизни общества.
Именно в эти годы хозяйство возглавил опытный организатор автомобильного дела В.А. Елин.
В 1994 году предприятие приобрело новый статус, став, по решению администрации города Самары, муниципальным. Под руководством администрации Самары предприятие с честью прошло через все испытания, выросло и окрепло.
Общая численность водителей за 1995 — 1996 г. выросла примерно на 20%. Этому способствовали достаточно высокий уровень технического состояния парка, стабильное финансовое состояние предприятия, сравнительно высокая зарплата и регулярность ее выдачи, функционирование оздоровительно — восстановительного комплекса, организация стола заказов, свой магазин с филиалами, пекарня, наличие турбазы и другие социальные факторы.
С 1997 года руководил предприятием опытный автомобилист и грамотный специалист Владимир Яковлевич Белов, который возглавил коллектив после преждевременной смерти директоров В.А. Елина и А.В. Царапкина. То было время сложных экономических решений, но, несмотря ни на что, предприятию удалось провести реконструкцию участков ТО-1 и ТО-2, открыть скоростные маршруты №№37,61,70. Также было реконструировано административное здание, цех хлебо-булочных изделий. Успешно работал и участок капитального ремонта автобусов, что позволяло удерживать высокий уровень технического состояния подвижного состава. На тот момент на предприятии трудились1200 человек, в том числе свыше 500 водителей, 200 ремонтных рабочих, 350 кондукторов, 150 инженеров и служащих. Водители, работая на 311 автобусах, обслуживали 22 городских, 2 пригородных и 5 сезонно — дачных маршрутов.
Организаторские способности Владимира Белова, помощь и понимание коллектива помогли сохранить материально — техническую базу и все объекты социально-культурного быта. За прошедшие годы изменились и сами люди. На смену родителям шли их дети, образуя семейные династии. Так, сегодня в АП№4 трудятся отец и два сына Черенковы, отец и сын Пундели, сын и мать Чекановы. Старший сын Павла Черенкова Андрей — участник боевых действий в Чечне, работал автослесарем, после окончания службы в армии выучился на водителя. Награжден нагрудным значком «За работу без аварий» 3 степени.
В 90-е годы, несмотря на внушительные объемы перевозок, положение складывалось критическое. Крайне медленно обновлялся парк автобусов. Из 244 машин 70% полностью выработали свой ресурс и требовали замены. Упали объемы перевозок, сократилась интенсивность движения. Существующие тарифы не покрывали себестоимости перевозок, что не позволяло предприятию стабильно функционировать и развиваться.
Тяжелое экономическое положение в транспортной отрасли поставило задачу поиска путей сохранения муниципального пассажирского автомобильного транспорта. Тогда на основании Постановления Главы города Самары № 1338 от 21.11.2003 года было принято решение о создании Муниципального предприятия города Самары «Управление «Самарский автомобильный транспорт» в форме слияния пассажирских автотранспортных предприятий города. Городская администрация доверила руководство вновь созданным предприятием Владимиру Яковлевичу Белову, признанному лидеру и талантливому организатору.
Начиная с 2003 года автопарку ежегодно выделяется новый подвижной состав, так, в 2003 году было выделено 5 автобусов, в 2005 году еще 5, а в 2006 году уже 9 автомашин «ЛиАЗ».
С 2004 года коллектив автобусного парка № 4 возглавил Анатолий Александрович Макашов. В настоящее время в парке работают 732 человека, которые обслуживают 20 городских, 1 пригородный и 9 дачных маршрутов. Благодаря умелому руководству, профессиональной компетентности и высокой работоспособности Анатолия Макашова, АП №4 является одним из лучших подразделений предприятия. Вся система работы в парке направлена на улучшение качества пассажирских перевозок, обеспечение безопасности движения. Для организации четких городских маршрутных перевозок автопредприятие имеет 3 автостанции: на ул. Г. Димитрова, пр. Карла Маркса и ул. Авроры.
Но и сегодня, как всегда, главное достояние парка — ЛЮДИ. В коллективе трудятся 148 ветеранов труда, 23 Почетных автотранспортника России, 10 кавалеров боевых и трудовых орденов и медалей, 250 новаторов и передовиков производства. Среди сегодняшних передовиков С.А.Наумов, В.В.Бушуев, А.А.Бабан, М.Ш.Шабаев, О.В.Коновалова, А.П.Саранцева, Т.А.Васюткина, Е.А.Барышева, О.Г.Мирзоян. Неоднократно водители парка становились победителями городских и областных конкурсов по мастерству вождения. Это С.А.Наумов, А.П.Черенков, С.Б.Сычев.
Начиная с 1976 года и по сей день 400 работников были удостоены орденов и медалей, почетных грамот, благодарственных писем.
Среди ветеранов производства, проработавших на предприятии со дня основания, можно назвать Виктора Яковлевича Субочева, единственного в автопарке награжденного орденом Трудового Красного знамени; Анатолия Андреевича Бабана, председателя цехового комитета профсоюза автоколонны; Александра Александровича Гвоздева, заслуженного работника транспорта России; Виктора Васильевича Бушуева; Алексея Григорьевича Пугина, награжденного Почетной грамотой Главы городского округа Самара; Галину Алексеевну Рыбакову, отмеченную благодарностью министра транспорта России; Михаила Алексеевича Борисова, награжденного Почетными грамотами министра транспорта России и Главы городского округа Самара; Аркадия Александровича Дурнова, отмеченного Почетной грамотой Главы городского округа Самара.
Лучший автопарк в городе
Заместитель главы администрации городского округа Самара Петр Павлович ГРИГОРОВ:
— АП № 4 родился буквально на наших глазах. Правда, тогда, 30 лет назад, он был еще филиалом автобусного предприятия №1. Сегодня оно входит в состав Управления «Самараавтотранс». Несомненно, АП №4 отличается от других предприятий. И, прежде всего, своим местоположением. Практически автопарк находится в географическом центре города и строился он для того, чтобы соединить старый центр города с промышленной зоной. А ее в свою очередь — с районами Безымянки.
Надо сказать, что отличие АП №4 от других предприятий есть еще и в его сравнительной молодости — 30 лет не такой уж и большой срок. Отличие и в том, что у него имеются современные цех, большая крытая стоянка для автобусов, чем другие автобусные предприятия похвастать не могут. Сильные, стабильные кадры. Предприятие имеет прекрасные социальные объекты: туристическую базу, пункты горячего питания для водителей и рабочих. Подобное есть не на всех автопредприятиях города. По праву АП №4 считается лучшим в городе. Не будет преувеличением, если сказать, что это одно из крупнейших предприятий наряду с АП №№1 и 5. Ветераны производства, которые стояли у истоков АП №4, огромный свой опыт передали молодым водителям, но и некоторые из них продолжают до сих пор трудиться в этом автопарке. Традиция старшего поколения, а это были действительно сильные личности — руководители, водители, ремонтный состав — с успехом продолжается и по сей день. Как говорится, предприятие высоко держит свое трудовое знамя. Интересно отметить, что маршруты, обслуживаемые автобусами АП №4, считаются студенческими, поскольку они в большей степени сегодня перевозят учащуюся молодежь и соединяют деловой центр с местами, где расположены вузы.
Здесь следует сказать, что теперь задачи автопарка изменились в прямой связи с изменениями самой структуры производства в городе. Если раньше самыми серьезными считались перевозки в промышленную зону (авиационный завод, «Гидроавтоматика», «Экран», имени Фрунзе, «Прогресс»), о чем я уже говорил, то в настоящее время пассажиропоток несколько перераспределился. Но зато подвижность населения в целом не упала, а с каждым годом наоборот вырастает. Более массовый пассажиропоток теперь наблюдается в местах скопления торговых центров, особенно крупных, таких как «Московский», «Караван», «Фрегат», «Империя» и других. Перевозки студенчества сильно возросли. Например, студенты сейчас пользуются транспортом не менее ста раз в месяц. А АП № 4, как и другие предприятия, предоставляет немало льгот для перевозок школьников, студентов и обычных граждан. Конечно, с пуском станции метро «Российская» пассажиропоток будет перераспределен, в том числе и на маршрутах АП № 4. К тому же не надо забывать, что увеличение личного транспорта несколько снижает обороты и скорость передвижения общественного транспорта в часы пик. Это и заторы, и дорожно-транспортные происшествия. И, тем не менее, все работники автопарка № 4 с поставленной задачей — обеспечить бесперебойные перевозки граждан нашего города — успешно справляются.
И сегодня, когда автопарку № 4 исполнилось 30 лет, мне хочется от всей души поздравить весь его славный коллектив, во главе с руководителем Анатолием Александровичем Макашовым, с юбилеем. Пожелать им исключительно добра, здоровья, зеленого света на дорогах, безаварийной работы. И чтобы пассажир знал: он едет на автобусе АП №4, который везет его комфортно, быстро и безопасно. От имени руководства города желаю всем счастья и слаженной работы. Думаю, что ко мне присоединятся и жители Самары, потому что за такой труд, который вкладывают водители и кондуктора, их нужно благодарить. Спасибо и с юбилеем!
По материалам «Самарской газеты»
*