Крупной аварией завершился в среду в аэропорту “Домодедово” перелет из Африки в Москву самолета вип-класса ливийской авиакомпании “Libya”. У “Ил-62М” после касания бетонки сначала отвалилась левая плоскость крыла, затем самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и развалился на три части. К счастью, в лайнере не было пассажиров. Пострадали только 4 члена экипажа и 2 авиатехника.

Старый самолет, фюзеляж которого отслужил уже более 40 лет, выполнял в среду технический рейс. Лайнеру вип-класса предстояло пройти полное техобслуживание на Домодедовском авиаремонтном заводе. Из-за “преклонного” возраста “Илу” приходилось делать техосмотр чуть ли не каждые 4 месяца.

    “Ил” благополучно вылетел из аэропорта “Митига” (Ливия) и пролетел без проблем более 5 часов до Москвы.

   

      СПРАВКА МК

    Решение о разработке дальнего магистрального пассажирского “Ил-62” было принято в 1960 г. 3 января 1963 года состоялся его первый полет, а в 1967 году — регулярные перевозки. Дальность полета: 10 000 км, высотный потолок: 11 000 м, скорость: 850 км/ч, количество пассажиров: 138—186. “Ил-62” — хоть и старая, но довольно надежная машина. Этот тяжелый самолет используют на маршрутах протяженностью до 10 000 км. В 1975 году “Ил-62” выполнил перелет из Москвы в Сиэтл через Северный полюс. Сейчас они летают на Сейшелы, в Малайзию, Таиланд. До Сейшел без посадки долетают за 9,5 часа.

   

    За штурвалами самолета сидели командир экипажа Вадим Романчук и второй пилот Алексей Белозеров. Им помогали штурман Сергей Шевченко и бортинженер Александр Агриголянский. Авиатехники, сопровождавшие борт до завода в “Домодедово”, Эдуард Григорян и Андрей Циганов, сидели в салоне. Это был один из последних полетов для экипажа в авиакомпании “Libya”. Контракт на работу с ливийцами у них должен был закончиться 30 апреля.

    Садиться летчикам пришлось в крайне сложных метеоусловиях — при низкой облачности и плохой видимости. По предварительным выводам, в итоге самолет посадили грубовато и допустили перегрузку. После выравнивания, которое экипаж делает при заходе на торец полосы, эти перегрузки превысили максимальную величину и достигли около 2G. Таким образом, лайнер, вес которого был в пределах 130 тонн, в итоге “весил” при касании бетонки около 260 тонн.

    В результате воздушное судно стало трещать по швам и разламываться. Сначала у самолета надломилась и отлетела левая плоскость. “Ил” повело вправо. Борт выкатился аж на 400 метров за пределы ВПП, разваливаясь по пути на фрагменты. У самолета оторвалась хвостовая и носовая части. Не исключено, что выкат вправо произошел из-за подломившейся стойки шасси.

    Кстати, именно из-за сломавшегося шасси в августе 2005 года при посадке также выкатился и развалился на три части самолет “А-340” авиакомпании “Air France” в Торонто. Тогда лайнер, переполненный пассажирами, еще и загорелся. Но из 297 пассажиров никто не погиб благодаря бортпроводникам, открывшим все двери и аварийные люки.

   

      КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

    Эксперт “МК” — летчик-испытатель Александр АКИМЕНКОВ:

    — “Не вписался” — это значит сел мимо полосы. Была не самая сложная погода для этого самолета, но для летчиков, работающих на южных направлениях, полеты в облаках — это не рядовое явление. Они в основном летают между арабскими странами, где обычно простые метеоусловия. Можно предположить, что летчики расслабились, так как были без пассажиров.

    Если бы такая нештатная посадка произошла летом, то с самолетом ничего страшного не произошло бы. А сейчас за полосой — уплотненный снег, фактически ледяные глыбы и торосы. Естественно, колеса шасси завязли в этом месиве, и даже такой самолет повышенной прочности, как “Ил-62”, развалился. Если бы вместо “Ила” был “Боинг”, то там бы последствия были намного серьезней.

   

      КОМАНДИР ЭКИПАЖА: “НАМ ПРОСТО ПОВЕЗЛО”

      В аварии, произошедшей в среду в аэропорту “Домодедово”, больше других пострадал командир экипажа Вадим Романчук. Его госпитализировали в институт им. Склифосовского. У него сломаны два ребра с правой стороны. Доктора оценивают его состояние как удовлетворительное. Летчику рекомендовали больше ходить и поменьше лежать на кровати. Первым пилота навестили журналисты “МК”.

    …Романчука поместили в обычную палату — помимо него здесь еще пять пациентов. Пилот не похож на человека, только что пережившего авиакатастрофу: ни швов, ни ран незаметно.

    — Как вы себя чувствуете?

    — Спасибо, более-менее.

    — Что все-таки произошло?

    — О причинах говорить пока рано. В таких ситуациях многое зависит от везения. Нам повезло — мы нормально коснулись посадочной полосы, и все остались живы.

    Романчук немногословен, как все опытные воздушные асы. Пилот-инструктор первого класса летает уже 34 года. Его стаж в звании командира — более 24 лет.

    В палате появляется его супруга.

    — Утром мне позвонил один из членов экипажа, — рассказывает Наталья. — У мужа телефон был вне зоны обслуживания, поэтому я беседовала с другим пилотом. Он поберег мои нервы и сказал только, что они задержатся. Самое главное я узнала потом в новостях.

    Сотрудникам Романчука повезло больше. Второго пилота, 50-летнего Алексея Белозерова, и 40-летнего инженера Андрея Циганова (в его задачи входит подготовка самолета к взлету) госпитализировали с незначительными травмами. Врачи оказали им медицинскую помощь и вскоре отпустили домой.

   

      КОГО ВОЗИЛ ЛАЙНЕР

    Этот самолет — повышенной комфортности (например, кресла в салоне расположены как в купе). По нашей информации, в Ливии он возил первых лиц государства, несколько раз на нем даже летал президент страны.

   

Московский Комсомолец

от 31.03.2006

Сергей САМОЙЛОВ, Ольга БОЖЬЕВА, Дмитрий УСОВ, Дарья ЗАХАРОВА.

Московский Комсомолец

***