Уровень умственных способностей детей связан не столько с размером их мозга, сколько с интенсивностью изменений, происходящих с ним по мере взросления. К таким выводам пришли ученые из Национального Института Здоровья в Мериленде (США) в результате изучения особенностей развития коры головного мозга у детей, обладающих необыкновенно развитым интеллектом.

Используя метод магнитно-резонансного сканирования, ученые выявили несколько характерных особенностей развития головного мозга у детей-вундеркиндов.

В раннем возрасте кора головного мозга у таких детей тоньше, чем у их сверстников, однако процессы утолщения коры происходят у них значительно дольше и интенсивнее, достигая пика к 11-12 годам. После этого объем коры начинает быстро сокращаться.

Кора головного мозга у детей со средними способностями изначально обладает большим объемом, ее толщина увеличивается медленнее и быстрее достигает максимума. Последующее сокращение объема коры головного мозга протекает у обычных детей медленнее, чем у вундеркиндов.

По словам координатора исследовательского проекта Филипа Шоу, причины указанных особенностей остаются неизвестными. Неизвестны также и причины изначальных различий в толщине коры головного мозга.

“Способные дети умнее не только потому, что у них больше серого вещества в том или ином возрасте, — заявила соавтор исследования Джудит Рапопорт, — Скорее, уровень IQ связан с особой динамикой развития коры головного мозга”.

В исследовании принимали участие 307 здоровых детей в возрасте от 5 лет. Дети проходили магнитно-резонансное санирование и тесты на IQ раз в два года вплоть до 19-летнего возраста.

Максимальный уровень IQ у детей составлял 121-145 пунктов, тогда как высокому уровню интеллекта соответствует показатель 109-120 пунктов, среднему – 83 — 108 пунктов.

По мнению исследователей, ускоренные процессы изменения коры головного мозга у детей-вундеркиндов связаны с более интенсивными, чем у обычных людей, процессами формирования центров, регулирующих интеллектуальную активность.

Интенсивное истончение коры в подростковом возрасте связано с упрощением ее структуры, в ходе которого отбраковываются “лишние” клетки и связи между ними, что способствует повышению эффективности работы мозга в целом, отмечают исследователи.

МедНовости

***