Банальная для цивилизованного медучреждения услуга — обследование беременной женщины с помощью ультразвукового аппарата — привела индийского доктора из северного штата Харьяна за решетку. Гинеколог Анил Сабсани и его ассистент Картар Сигнх на днях были приговорены к двум годам лишения свободы и штрафу за то, что умудрились определить пол находившегося в утробе матери плода и намекнули женщине, что готовы помочь ей прервать нежелательную беременность.

Но, возможно, самым страшным наказанием для медиков будет «дурная слава» о них, поскольку власти Индии и феминистские организации этой страны, похоже, собираются сделать Сабсани главным антигероем национальной кампании по искоренению многовековых предрассудков и пугать его участью всякого гинеколога, готового делать аборты по так называемым социальным показаниям.

Главным «социальным противопоказанием» к рождению ребенка в Индии до сих пор считается страх родить дочь. Ведь родители девочки, какой бы красавицей она ни стала к совершеннолетию, изначально становятся должниками будущего зятя. И накануне свадьбы обязаны заплатить родне ее жениха солидное приданое. Поэтому неудивительно, что даже на протяжении последних ста лет в Индии, где сегодня активно развиваются ракетостроение и атомная промышленность, рождаемость девочек отстает от рождаемости мальчиков. В среднем по стране на 1000 младенцев мужского пола сегодня приходится 927 женского. Причем этот разрыв постоянно увеличивается. В том числе и за счет достижений медицины, позволяющей на ранних сроках беременности определить пол плода. Как отмечает лондонская The Times, владельцы первых медкабинетов, оснащенных оборудованием для УЗИ, не стеснялись использовать в рекламе откровенный слоган «Заплати 1000 рупий сегодня, чтобы не платить 100 тыс. потом!». Авторы демографического исследования, опубликованного в январском номере научно-медицинского журнала The Lancet, утверждают, что из-за попустительства подобной деятельности Индия за последние 20 лет недосчиталась порядка 10 млн новорожденных девочек.

Для Индии, население которой уже перевалило за миллиард человек, причем значительная часть граждан живет в нищете, этот «недобор», безусловно, не стал демографической проблемой. Однако власти одной из самых густонаселенных стран мира до сих пор опасаются резких мер по ограничению рождаемости. И более того, под давлением общественного мнения пытаются всеми силами противостоять абортам. Борьба с медиками, практикующими прерывание беременности «по социальным показаниям», ведется уже давно. В 1994-м даже был принят специальный закон, запрещающий с помощью ультразвуковых аппаратов и других высокотехнологичных приборов проводить исследования, позволяющие определить пол плода. Однако для того, чтобы он наконец заработал, понадобилось 12 лет и настоящая спецоперация, проведенная в лучших традициях детективного жанра.

Штат Харьяна не случайно был выбран плацдармом для антиабортной кампании. Там, как и в соседнем Пенджабе, отмечается самая низкая рождаемость девочек. «Криминальных гинекологов» искали «на живца»: к частнопрактикующим врачам отправляли на обследование беременных женщин, которые умудрялись на смотровом кресле вести аудио- и видеозапись переговоров. Анила Сабсани, собственно, сгубила жадность. Он предложил пациентке за дополнительную плату в 1500 рупий (около 35 долл.) назвать пол ее ребенка. Уже этого было достаточно, чтобы выдвинуть против него обвинения. Руководители департамента здравоохранения штата Харьяна утверждают, что аналогичные обвинения в нарушении закона были предъявлены еще трем медикам, но до судебной стадии расследование еще не дошло. Да и довести до конца дело Сабсани стоило немалых усилий и временных затрат — ведь уличили его еще в 2001-м.

Впрочем, теперь маховик правосудия может развернуться на полную мощь. Президент Индийской медицинской ассоциации Винай Агарвал в интервью BBC назвал приговор «историческим» и призвал коллег бороться «с этим социальным злом». Да и лидеры феминистских и правозащитных организаций празднуют победу. Правда, они, отмечая важность вынесения публичного приговора доктору, осмелившемуся назвать пол плода, с самим приговором несогласны. Феминистки считают, что действия Анила Сабсани можно было квалифицировать и как покушение на убийство.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ

Время новостей

N°54

30 марта 2006

Время новостей

***