Неделя моды в Москве гремит уже в 15-й раз, первые дефиле Недели состоялись в ГКЗ «Россия» в 1994 году и с тех пор проводились каждый год. В 2003-м формат мероприятия наконец-то поменялся, Неделя стала сезонной и получила более адекватное наименование — из названия исчезло слово «высокая» применительно к моде. Есть в России странный обычай — лепить этот эпитет без разбора ко всему, что выходит за рамки обыденности: высокая мода, высокая кулинария, высокие отношения… На весь мир существует всего несколько десятков домов моды, которые делают настоящую haute couture, все они состоят в Парижском синдикате высокой моды, который дважды в год устраивает свою собственную Неделю.

Какой бы возмутительной ни казалась геополитическая несправедливость, но коньяк до сих пор делают только в провинции Коньяк, а шампанское — только в провинции Шампань, все остальное называется бренди и игристыми винами. Всякую одежду в нашей стране корректнее называть prеt-a-porter или prеt-a-porter de luxe, если необходимо подчеркнуть высокое качество или уникальность коллекции.

Сегодня завершается проходившая с 25 по 30 марта в Гостином дворе Неделя моды в Москве сезона осень-зима 2006/07. Мероприятие было торжественно открыто мэром Ю.М. Лужковым, назвавшим действо «праздником необычайной красоты, которую дарят нам кутюрье». Он также отметил, что Неделя моды становится все более заметным культурным событием в жизни российской столицы благодаря правительству Москвы, которое «помогает создать условия для развития и роста профессиональной индустрии моды в стране».

Последний день Недели моды в Москве совпал с началом другой недели — Russian Fashion Week, которая уже третий сезон подряд разворачивает шатер буквально в двух шагах от Гостиного двора, на Васильевском спуске. Эти два события считаются важнейшими в fashion-жизни нашей страны, однако отличаются друг от друга, примерно как MTV Music Awards и «Песня 89». Дело даже не в том, что Неделя моды в Москве проходит под патронатом мэрии, а RFW — абсолютно коммерческий проект, детище агентства «Артефакт». При всех внешних сходствах и единых целях недель — знакомить широкую публику с последними коллекциями модельеров — целевые аудитории, для которых все это затевается, у этих двух мероприятий разные.

RFW организована по западному образцу для байеров магазинов и бутиков, для журналистов, в конечном счете для людей, которые моду потребляют. Неделя моды в Москве, как праздничный салют, мероприятие для всех и ни для кого. Можно посмотреть, а можно лечь спать и не пропустить ничего важного. Почти ничего. К сожалению, с каждым сезоном число коллекций, ради которых стоит приходить в Гостинку, только уменьшается.

Начиная с этого сезона маркетингом Недели моды в Москве занимается компания IMG — крупнейший в мире специалист по маркетингу и менеджменту в индустрии товаров и услуг, относящихся к категории стиля жизни, как теперь говорят, гламура. Выписывать заморских специалистов в кризисных ситуациях — проверенная временем русская традиция. У «варягов» IMG обширнейший опыт организации fashion-событий государственного масштаба, их логотип стоит рядом с такими названиями, как Неделя моды в Нью-Йорке (Olympus Fashion Week), Неделя моды в Милане, Австралийская неделя моды Mercedes-Benz, и другими громкими именами. Эксклюзивное соглашение было подписано в декабре прошлого года, по идее оно должно наделить Неделю моды в Москве статусом официального международного мероприятия в мире моды. IMG обещала не только консультировать, но и предоставлять особые возможности для заключения сделок и соглашений в сфере лицензирования, продвижения и трансляции мероприятия во всем мире. Но вот парадокс — на Неделе моды в Москве не было ни одного иностранного участника, только наши нынешние и бывшие соотечественники из стран СНГ, а на RFW вопреки названию показываются англичане, испанцы, есть даже один дизайнер из Перу.

Зато Неделе моды в Москве остаются верны Юдашкин и Зайцев — наша национальная гордость. До недавнего времени представления иностранцев о русской моде ограничивались этими двумя именами. Сегодня, по всем приметам, Валентин Юдашкин — наш главный, можно сказать, официальный модельер. Ему достались персональный день в расписании и честь открывать Неделю. На объединенном подиуме были продемонстрированы коллекции Yudashkin Jeans, Valentin Yudashkin prеt-a-porter de luxe и мини-коллекция «Радужные нити» — «сюрприз», как назвали ее организаторы. Последняя была изготовлена воспитанниками нижегородского детского дома №2 и победила во всероссийском конкурсе «Русский лен», а затем по странной прихоти неизвестных меценатов попала на подиум Гостиного двора.

Коллекция мэтра была, как всегда, роскошна. Дефиле началось с выхода модели в белоснежном норковом манто и вечернем платье с открытой спиной. Casual-составляющие женской коллекции — платья, пышные юбки и пальто, украшенные актуальными в осенне-зимнем сезоне растительными орнаментами и отделкой в стиле а-ля рюс. Модного мужчину наступающей зимой и осенью Юдашкин видит в джинсах в комбинации с удлиненным пиджаком, парке с отделкой из натурального меха, безукоризненном костюме, который можно сочетать как с классической обувью, так и с хулиганскими кедами, расшитыми золотыми пайетками. Львиную часть показа заняла конечно же демонстрация невероятных вечерних платьев — от совсем простеньких с высокой талией, украшенных лишь бархатной лентой, до прозрачных из черного шифона, расшитых полосками тончайшего кружева.

Коллекция джинсового лейбла, которым Дом моды Yudashkin обзавелся в прошлом году, более скромная: джинсы и брючки-капри из классического синего и цветного денима, блузки с оборками, жакеты, декорированные шнуровками и металлическими пуговицами, — дань моде на элементы винтажной военной формы. Множество бус и шарфиков контрастных цветов, надписи glamour на маечках, как и полагается, выложены стразами — барышни при виде этих сокровищ теряют волю. Любопытная деталь — двуглавые орлы, вышитые на задних карманах джинсов и жакетах. Когда-то позволить себе такое могли только обладатели почетного звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Впрочем, в соответствии качества представленной коллекции самым высоким стандартам сомневаться не приходится.

Вообще коллекция Юдашкина не только пиршество взора, но и пища для ума. Она наиболее точно характеризует предпочтения нашей публики в одежде, то, что они хотят носить и кем казаться. Мужчины — наиболее консервативные модники, они не спешат расставаться с костюмами даже за пределами офиса, костюм — это доспехи современного русского, его знамя, щит и меч. Такому мужчине-воину и дама полагается под стать: она скорее статусный аксессуар, чем самостоятельная единица общества. Всегда при параде, на каблуках, в роскошном классически-женственном вечернем платье, вызывает зависть подруг и услаждает суровый мужской взгляд. Ее независимость проявляется пока лишь в любви к жакетам и пиджакам, типично мужскому символу власти. Молодежь — в джинсах. Это российская модная реальность.

К слову, изучение истории моды и современных тенденций скоро станет доступно не только специалистам. По инициативе Валентина Юдашкина при содействии правительства Москвы будет наконец-то открыт музей моды. «Он должен вобрать в себя все то лучшее, что есть в истории дизайнерской мысли, начиная со старинных нарядов, которыми мы все восхищаемся, до творчества современных дизайнеров», — поделился планами на церемонии открытия Недели Юрий Михайлович Лужков.

Творчество Наташи Дригант могло бы украсить музей не только российской, но, пожалуй, мировой моды. «Мех, бумага, бриллианты» — не просто коллекция одежды, соответствующая мировым трендам, но изящная и оригинальная дизайнерская штучка. Тонкий трикотаж жемчужно-серого цвета и светло-коричневый твид стали фоном для отделки из материи, имитирующей оберточную бумагу. Значительная часть коллекции — вещи в спортивном стиле 80-х с крупными накладными карманами, декоративными ремешками, заплатами, большими пуговицами, «молниями». Н-образный и Х-образный силуэт достигается за счет позабытой всеми детали — накладных плечиков. Присутствовали в коллекции и другие знаковые вещи эпохи перестройки: легинсы, мини-юбки, блузоны. Что до меха и бриллиантов, они занимали ровно столько места, сколько позволяют правила хорошего вкуса, — тоненькая опушка из норки песчаного и шоколадного цветов, скромный кулон в ямочке между ключиц. Лишь одно «бумажное» мини-платье было украшено цельной шкуркой, а нескромный блеск бриллиантов сконцентрировался на платье невесты, которое демонстрировала в финале дефиле певица Лада Дэнс.

Как бы ни менялась мода, поклонницы одежды от Олега Бирюкова ни за что не расстанутся с удобными платьями и необычными юбками, романтическими блузами и «интеллигентными» пальто этой марки. В массе отечественных дизайнеров Бирюкова выделяет минимализм в отделке, неброская палитра и особое чутье в выборе тканей. В новой коллекции прослеживаются средневековые мотивы: сарафаны на корсетах, шифоновые блузы, платья с высокой талией и вышивкой. Все вещи абсолютно самодостаточны, даже аскетичны, в этом и состоит их прелесть.

В прошлом году российская марка Viva Vox начала сотрудничать с европейским дизайнером Олегом Овсиевым, нашим бывшим соотечественником, и ни разу об этом не пожалела. Выпускник Текстильной академии Овсиев — один из немногих российских дизайнеров, признанных в Европе, — отвечал за линию аксессуаров в Esprit, сотрудничал с Jil Sander, шведским лейблом Bjorn Borg, итальянской маркой Lancetti. Сделать коллекцию для русского дома моды его пригласили бывшие однокашницы — владелицы Viva Vox. В осенне-зимней коллекции Oleg O. for Viva Vox безразмерные угловатые платья из мохера с открытой спиной эффектно сочетаются с высокими перчатками из искусственной кожи. Последние хороши и с жакетами с по-весеннему коротким рукавом. Излюбленный материал дизайнера — атлас, с ним он управляется действительно мастерски: крой пышных блузонов и вечерних платьев способен удивить даже искушенных в моде девушек.

С каждым годом одежда российских марок становится все более конкурентоспособной. Пусть пока она только копирует мировые тенденции, зато теперь это происходит без запоздания, точно в срок. Например, в осенне-зимнем сезоне 2006/07 будет модным трикотаж ручной вязки с рисунками в виде кос и шишечек. Как раз такой уже есть у Сергея Ефремова. Восьмидесятым и двадцатым годам посвящены коллекции дизайнера Таши Строгой и Алены Ахмадулиной. А это, между прочим, десятилетия, которые будет модно вспоминать в наступающем сезоне. Сочетание черного с белым можно было наблюдать на показах Chanel, Lanvin, Hermes и Виктории Андреяновой — последнее, как ни крути, приятно. Это веский довод в пользу покупки российской одежды, она теперь не только качественная и оригинальная, но и модная. С этого года, кстати, у русских fashionistas будет и еще одна причина стать патриотами — ходят слухи, что этой весной значительно увеличатся таможенные пошлины на экспорт в Россию товаров класса люкс.

Юлия ДУДОРОВА

Время новостей

N°54

30 марта 2006

Время новостей

***