АвтоВАЗ, ЗИЛ и «Москвич» могут объединиться в холдинг. Вариант присоединения убыточного завода легких и средних грузовиков и предприятия-банкрота на юго-востоке Москвы к контролируемому ФГУП «Рособоронэкспорт» заводу может быть уже сегодня рассмотрен на заседании совета директоров АвтоВАЗа. Аналитики считают идею такого объединения крайне неудачной.

Как сообщил вчера «Интерфакс» со ссылкой на источник, «знакомый с планами АвтоВАЗа и контролирующего его ФГУП «Рособоронэкспорт»», объединившись с ЗИЛом и «Москвичом», АвтоВАЗ может претендовать чуть ли не на половину средств инвестфонда. «С одной стороны, такое масштабирование задачи существенно усложняет ее реализацию,- трезво оценивает ситуацию собеседник агентства.- С другой, значения не имеет, вытаскивать из кризиса один завод или два с половиной, если речь идет о развитии автомобильной отрасли России в целом».

Как уже сообщал «Бизнес», глава Роспрома и член совета директоров АвтоВАЗа Борис Алешин ранее высказывал идею объединения российских автопроизводителей — АвтоВАЗа, ГАЗа и КамАЗа — в холдинг, уточняя, что такое объединение должны поддержать собственники заводов. Контрольный пакет КамАЗа (34,01%) принадлежит государству, в ближайшее время он может быть приватизирован, и «Рособоронэкспорт» (РОЭ) ранее выражал желание его приобрести. Однако в марте глава ФГУП Сергей Чемезов заявил, что приобретение КамАЗа РОЭ уже не планируется. Также завис вопрос о приобретении группы ГАЗ, подконтрольной Олегу Дерипаске. Связаться с представителями РОЭ «Бизнесу» вчера не удалось, но, судя по всему, идею создания автомобильного холдинга «Рособоронэкспорт» не оставил, хотя привлечь в него ГАЗ и КамАЗ и не удается.

Новость о возможном объединении АвтоВАЗа с ЗИЛом и «Москвичом» появилась накануне заседания совета директоров АвтоВАЗа, на котором должна рассматриваться стратегия развития модельного ряда предприятия. Источник «Бизнеса» на АвтоВАЗе не исключил, что в ходе заседания может быть затронут и вопрос объединения заводов, однако официальные представители АвтоВАЗа от комментариев отказались.

Источник «Интерфакса» прямо заявляет, что «АвтоВАЗ будет претендовать на средства инвестфонда… под лозунгом поддержки автопрома». «Государство взяло под контроль АвтоВАЗ, и у «Рособоронэкспорта» появилась возможность освоить как можно больше казенных средств,- комментирует аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков.- Под это обнародуются проекты, на которые можно получить деньги из инвестфонда». Тем не менее он полагает, что у ЗИЛа, «пока еще живого предприятия», есть интересные направления развития. «Если и покупать что-то из независимого, то ЗИЛ — лучший вариант,- полагает Кочетков.- А «Москвич» — это социальное обременение, и АвтоВАЗ может задаться разве что целью сохранить традиционный и узнаваемый у старшего поколения брэнд».

Однако в целом аналитики считают идею объединения АвтоВАЗа с ЗИЛом и «Москвичом» неудачной. «»Москвич» признан банкротом, на ЗИЛе этот процесс не начинается только по политическим соображениям. Объединение АвтоВАЗа с ГАЗом и КамАЗом имело какую-то логику, а у этой идеи нет ни малейшего смысла»,- уверен аналитик «Центринвеста» Геннадий Суханов. А управляющий директор AG Capital Александр Агибалов считает, что объединять-то фактически нечего: основная ценность ЗИЛа и «Москвича»- недвижимость.

«Целесообразно инвестировать в лидера, а не вытягивать безнадежные заводы»,- резюмирует он.

РОМАН ГУЛЯЕВ, АНДРЕЙ ВЕТВИНСКИЙ

№ 54 (259) от 29 марта

Бизнес

*