Сам закон принимался почти 5 лет назад. Приобретенный опыт в восстановлении нарушенных прав граждан выявил необходимость его дополнения рядом положений. Как отмечает Уполномоченный по правам человека И. А. Скупова, внесение поправок вызвано несколькими причинами.

Во-первых, необходимо расширять перечень направлений деятельности Уполномоченного, закрепив в качестве одной из основных задач развитие международного сотрудничества в области прав и свобод. Речь идет не о зарубежных командировках, поездках и других формах представительского времяпрепровождения. В данном случае речь идет о взаимодействии с Уполномоченными и органами власти бывших республик СССР, поскольку на территории Самарской области проживают около 8 000 вынужденных переселенцев из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Украины, Таджикистана.

На сегодня большинство мигрантов сталкиваются с нарушениями их прав на предоставление жилья, оформление гражданства РФ, медицинское обеспечение, пенсионного и трудового законодательства. А законом Самарской области Уполномоченному разрешено обращаться только в государственные органы и органы местного самоуправления на территории субъекта Федерации. Во многих региональных законах об Уполномоченных такая норма прописана, и это делает взаимодействие и обоснованным, и эффективным. Защита прав вынужденных переселенцев необходима в том числе и потому, что они являются нашими земляками. И, возвращаясь на родину, они не могут в полной мере реализовать свои права и решить социальные проблемы. А выходцы из других стран ближнего зарубежья вносят существенный вклад в развитие экономики региона.

Во-вторых, теперь право внесения кандидатур Уполномоченного по правам человека также предоставлено и общественным объединениям, потому что именно они наиболее близко принимают проблемы своих социальных групп и ведут непосредственную работу по представительству их интересов перед органами власти. Институт Уполномоченного, обеспечивая государственную гарантию защиты прав и свобод, не должен превращаться в чиновническую структуру и должен быть максимально приближен к населению.

К тому же, до сих пор компетенция Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав ограничивалась рассмотрением письменных или устных жалоб. Однако люди не всегда могут лично обратиться к Уполномоченному. Поэтому в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный имеет возможность по собственной инициативе принять меры в пределах своей компетенции.

Стоит отметить и другой немаловажный факт: принятые поправки в закон «Об Уполномоченном…» прописывают также процедуру публичного рассмотрения в органах власти предложений ежегодного доклада Уполномоченного о проблемах, связанных с соблюдением конституционных прав и свобод граждан на территории Самарской губернии. В настоящий момент ежегодный доклад Уполномоченного внесен на рассмотрение в органы государственной власти и местного самоуправления Самары и области.

По информации пресс-службы Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

*