Проектировщики начали работу над новым Генеральным планом Москвы до 2025 года и комплексной системой транспортного развития города до 2015 года. Закончив строительство Третьего транспортного кольца, они вплотную приступили к разработке Четвертого. Одновременно дорожники предлагают новые пути развития пассажирского транспорта, собираясь строить первую линию скоростного трамвая и выделить специальные полосы для автобусов и троллейбусов. В поисках лучших решений проблемы пробок на улицах и тесноты в автобусах специалисты НИиПИ Генплана Москвы обратились к жителям города. С марта по июнь специальные бригады студентов проведут опрос пассажиров и автолюбителей, по итогам которого проектировщики нарисуют новую дорожную карту.

Всего за 3 месяца свое мнение о московских дорогах смогут высказать несколько десятков тысяч человек. Анкетирование пройдет в местах массового скопления людей: в торговых центрах, на площадях, в поликлиниках, кинотеатрах, подземных переходах и даже в отделениях ГИБДД.

— Чтобы грамотно составить план развития транспорта, нам необходимо собрать информацию о том, что происходит в городе сейчас, — рассказала «Известиям» заведующая сектором развития пассажирского транспорта НИиПИ Генплана Елена Боровик. — В первую очередь нужно досконально изучить размер пассажирских и грузовых потоков в городе, оценить степень загрузки магистралей и понять, довольны ли москвичи качеством перевозок на общественном транспорте. Также необходимо понять, что заставляет москвичей пересаживаться с городского транспорта на личные автомобили.

Респондентам предложат две анкеты с тематическими названиями «Один день в Москве» и «Легковой автомобиль в городской среде». У пешеходов поинтересуются, во сколько они встают, во сколько выходят из дома, сколько идут до остановки, сколько ждут транспорта, сколько делают пересадок и сколько всего времени тратят на дорогу. Автолюбителям зададут те же вопросы, но, кроме того, обязательно уточнят, где они паркуют машины, часто ли ездят в загородные дома и на дачу, сколько километров проезжают за день, а также какие трассы кажутся им наиболее загруженными — всего 40 вопросов.

После того, как основные публичные места будут «окучены», анкетирование перенесут на центральные городские магистрали. Там у водителей спросят, что не нравится им на конкретно взятой трассе и какие меры для улучшения дорожной обстановки надо предпринять.

— Уже сейчас мы опросили около 2000 человек, — говорит Елена Боровик. — Пока готовые анкеты еще проходят обработку, но уже ясно, что за последние годы москвичи стали проводить в дороге на 10-15% больше времени. При этом растет и количество поездок, совершаемых за день. Если раньше человек в среднем делал от 2 до 5 поездок в день, то теперь максимальное число поездок увеличилось до 12. Резко сократилось число людей, пользующихся транспортом только 2 раза в день. Вообще, время, затрачиваемое нами на дорогу, просто пугает. По предварительным данным, сейчас среднестатистический работающий москвич проводит в транспорте около 30% всего времени, а если вычесть то время, которое он расходует на бытовые разъезды, то на отдых уже практически ничего не остается.

По словам Елены Боровик, больше всего москвичи жалуются на пробки и электронные кондукторы в пассажирском транспорте. Они считают, что именно из-за них на остановках выстраиваются очереди, а по утрам автобусы и троллейбусы приходится брать штурмом. Также, жалуются москвичи, из-за постоянных пробок общественный транспорт ходит с большим опозданием, и утром на остановках скапливается огромное количество людей. Не нравится столичным жителям и уровень комфорта в метрополитене. По их мнению, поезда давно пора сделать более удобными, а на многих ветках вообще увеличить их количество.

— Сейчас транспортная система города отстает от действующего Генплана на 30 лет, — считает Елена Боровик. — Зато строительство домов опережает запланированные нормы на 15 лет. Места для строительства дорог в городе практически не остается, а выбираться из новостроек с каждым годом все труднее. Последний раз такой опрос москвичей мы проводили 20 лет назад. За это время многое в городе изменилось, но развитие транспорта замедлилось. Когда мы закончим это исследование, то подсчитаем, какая доля перевозок будет приходиться на личный автотранспорт, а какая — на общественный. Исходя из этих расчетов и будет составлен новый Генплан Москвы.

А в середине апреля на заседании столичного правительства будет рассматриваться целевая программа развития наземного пассажирского транспорта до 2015 года.

Известия

***