Российские чиновники приобретают дома в Лондоне, а их жены — бриллианты
Ситуация с мздоимством в России ухудшается год от года, считает депутат Госдумы Владимир Рыжков. По его данным, российские чиновники (не бизнесмены) за рубежом, а именно в Лондоне, приобретают до 60% продающихся домов, а их жены скупают бриллианты стоимостью в десятки миллионов долларов. Причины, по его мнению, просты: в страну течет бурный денежный поток, а бюрократия, им распоряжающаяся, бесконтрольна, пишут «Новые известия».
«Мы молодцы. Мы в пятерке самых коррумпированных государств мира, – не без иронии сообщил Рыжков. – Коррупция у нас растет ежегодно. Сейчас уже дошла до 40% ВВП. Это на Олимпийских играх тяжело завоевывать медали, а у наших чиновников – твердое «золото» по взяткам».
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов тоже считает, что взяточничеству в России пока всерьез ничто не угрожает. «Ситуация в стране за последние 5 лет крайне ухудшилась, – рассказал он. – Сложно сказать, что первично, что вторично. Везде в мире независимые СМИ и свободная конкуренция работают против коррупции. У нас этого нет. Административная реформа оказалась, мягко скажем, малоэффективной – ее действия мы не видим. По идее, эффективность работы чиновников должна бы быть выше, но этого нет. Коррупция постепенно стала неотъемлемой частью системы государственного управления, поскольку реально влияет на принятие государственных решений. У нас даже есть разновидности взяток – низовые, системные, политические».
Глава МВД РФ Рашид Нургалиев считает угрозой национальной безопасности масштабы коррупции в России. «Сегодня масштабы и степень влияния коррупции на различные стороны жизнедеятельности государства и общества не только угрожают внутренней безопасности страны, но и наносят существенный ущерб авторитету России», — заявил ранее Нургалиев.
По его данным, в 2005 году в России было выявлено около 34,5 тысяч преступлений против государства и власти и интересов госслужбы, и рост таких преступлений составил 13% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Для российской муниципальной бюрократии наступили тяжелые времена
Впрочем «Независимая газета» считает, что для российской муниципальной бюрократии наступили тяжелые времена. Как отмечает издание, разоблачения последних дней позволяют говорить о том, что сложившаяся муниципальная горизонталь взятки переживает глубокий кризис с не вполне предсказуемыми последствиями.
В Твери по обвинению в коррупции арестован председатель городской Думы член «Единой России» Виктор Почтарев. Стоит отметить, что членский билет «единоросса» спикера не спас. Почтарева и несколько других представителей гордумы подозревают в том, что они за взятку провели через городскую Думу решение о повышении коммунальных тарифов в Твери.
Одновременно с арестом спикера и его коллег мэр Твери Олег Лебедев был отстранен от исполнения служебных обязанностей – за попытку препятствовать деятельности правоохранительных органов, расследующих уголовное дело в отношении муниципальных чиновников.
В Якутске идет следствие в отношении почти двух десятков чиновников мэрии, подозреваемых в совершении различных преступлений. У одной из сотрудниц мэрии Якутска при обыске было изъято 33 млн рублей наличными.
В Волгограде прокуратура возбудила уголовное дело по фактам уклонения от налогов компанией «Волгоградские коммунальные системы» (ВгКС), учрежденной в 2003 году мэрией города-героя на паях с ОАО «Российские коммунальные системы». Инициатором создания ВгКС выступал лично мэр Волгограда Евгений Ищенко. Обыски, проведенные сотрудниками ФСБ и прокуратуры в офисах ЗАО «Региональная энергетическая система» (преемница ВгКС) и банка НОКССБАНК, обслуживавшего подозреваемую компанию, дали следователям основания говорить о сокрытии ВгКС налогов на сумму не менее 40 млн рублей. И эта цифра далеко не итоговая. В интервью одной из волгоградских газет представитель прокуратуры заявил, что «цена вопроса около 1 млрд рублей».
Если волгоградский муниципально-коммунальный скандал еще только в самом разгаре, то в Перми бывшему мэру города Аркадию Каменеву уже вынесен приговор. Ленинский районный суд Перми признал его виновным в превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) и назначил ему наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с запрещением занимать руководящие должности в течение 2,5 лет.
Суд установил, что Каменев, превышая свои полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, безвозмездно передал принадлежащие городской администрации помещения площадью 998 кв. м ООО «Сеть ресторанов Прикамья». Городскому бюджету в итоге был причинен ущерб на сумму 3,083 млн рублей.
Кроме того, в 2004 году мэр издал незаконное постановление администрации Перми «О передаче муниципального автотранспорта в безвозмездное пользование обществам с ограниченной ответственностью». В результате, по заключению экономической судебной экспертизы, общий ущерб городу составил свыше 50 млн рублей.
Минюст и МИД внесли в правительство пакет документов для ратификации Международной конвенции об уголовной ответственности за коррупцию
Вчера Министерство юстиции совместно с МИД РФ внесли в правительство пакет документов для ратификации Международной конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Время поджимает – в мае нашим чиновникам предстоит возглавить Комитет министров Совета Европы. К этому сроку надо обозначить, что к решительной борьбе со взяточничеством мы полностью готовы. Эксперты полагают, что имидж таким образом мы спасем, а вот реального эффекта в борьбе с коррупцией даже при условии строжайшего исполнения взятых обязательств придется ждать еще очень долго.
Вообще-то одну практически такую же по содержанию бумагу страна совсем недавно уже ратифицировала. Речь идет о Конвенции ООН против коррупции, которая успешно прошла через Госдуму не далее как 17 февраля. В ней содержится полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия.
Однако есть и другая конвенция – та, что действует в рамках ЕС. О ней, собственно, и речь. И вопрос о ее ратификации должен быть решен до начала председательства России в Комитете министров Совета Европы (май–ноябрь 2006 года). По мнению экспертов, не имей страна такой международной перспективы, о европейской бумаге власть, скорее всего, вообще могла бы забыть – хватит с нас ооновского документа. Чтобы его выполнить, чиновникам предстоит еще столько работы, сколько на антикоррупционном поле им еще никогда не выпадало. Да и не стоило бы лезть раньше всех. Ведь в настоящее время участниками Конвенции являются 32 государства. Подписали, но не ратифицировали ее 15 стран, в том числе шесть членов Евросоюза: Австрия, Германия, Греция, Испания, Италия и Франция. В такой компании можно было и не торопиться.
Что же касается предстоящей ратификации уже второй по счету конвенции, то Рыжков смотрит на перспективы ее исполнения двояко. «Ратификация ведь всегда влечет изменения в законодательстве. Нынешняя Конвенция – революционная, нужны будут поправки. Если исполнять документ полностью, я думаю, в будущем это позволит уменьшить коррупцию вдвое. Хотя на это и уйдет много времени. Но все зависит от чиновников. Вот 1,5 года назад я предлагал принять закон о прозрачности власти. По нему информация обо всех ценных бумагах, которыми владеют чиновники, должна была бы публиковаться. Но до сих пор он не принят. Я думаю, что с Конвенцией, даже ратифицированной, будет та же история».
Эксперт Кабанов по поводу перспектив отмечает, что ратификация Конвенции даст хороший «визуальный эффект», ибо позволит «хорошо смотреться на фоне предстоящего вступления в ВТО».
«Если взять последние экспертные доклады, опубликованные в развитых странах, то Россия там позиционируется как криминальное коррумпированное государство, – рассказал далее Кабанов. – Поэтому нам важно хотя бы внешне показать, что это не так. Но практических действий не видно – слишком сильны клановые отношения».
Эффективная реализация конвенции при нынешней системе госбюрократии, по мнению эксперта, вряд ли возможна. Камень преткновения, полагает Кабанов, в том, что законы исполняют чиновники, а за нарушения их наказывают суды, которые сплошь и рядом от тех чиновников зависимы. А когда в дело вмешивается прокуратура, это тоже не обеспечивает полной непредвзятости.
«Мы до сих пор не можем быть уверены в том, что хотя бы одна ветвь власти у нас чиста. У нас все коррумпированы», – с сожалением констатирует специалист. Поэтому, прогнозирует он, выполнение новых международных обязательств, скорее всего, сведется к тому, что чиновники высокого ранга «просто спустятся до уровня борьбы с низовой, бытовой коррупцией».
*