Японцы повышают градус
Традиционное в Японии рисовое вино сакэ уже не является абсолютным чемпионом среди спиртных напитков на внутреннем рынке «Страны восходящего солнца». Все больше японцев отдают предпочтение сиотю, превышающему сакэ по крепости в два раза.
За прошлый год потребление сакэ впервые в долгой японской истории оказалось меньшим, чем сиотю (870 тысяч килолитров и 940 тысяч килолитров соответственно). По данным Национального налогового агентства Японии, за последние 10 лет потребление сакэ снижалось приблизительно на 4% ежегодно, а спрос на сиотю на те же 4% ежегодно повышался.
Сиотю, крепость которого составляет 25-30 градусов, обычно делают из сладкого картофеля, риса или зерновых. Считается, что этот напиток пришел в Японию из Юго-Восточной Азии через архипелаг Рюкю (Окинава), а производство его в Японии началось около 500 лет назад. Больше всего сиотю производят на острове Кюсю.
Сакэ впервые упоминается уже в «Энгисики» — Книге церемоний, составленной в 927 году. С древности оно непременно использовалось при всех значимых событиях, официальных и синтоистских церемониях. Считается, что рисовое вино связывает людей с божествами во время таких событий как свадьбы, освящение новых построек и в праздники, а также отгоняет злых духов.
Для приготовления сакэ необходимы высококачественный рис, вода, дрожжи и «правильная» погода. Рис моют, варят, смешивают с дрожжами и специальным плесневым грибом, после чего оставляют бродить, трижды через каждые четыре дня добавляя новый замес. Получившуюся субстанцию оставляют на период от 18 до 32 дней, после чего отжимают и фильтруют. Крепость сакэ сравнительно невелика — до 15 градусов.
«Заботящиеся о своем здоровье людит предпочитают сиотю, поскольку в телепрограммах и различных газетных статьях им сообщают, что в нем меньше сахара, чем в сакэ, а также что после сиотю не бывает похмелья», — считает Кадзуаки Хасимото, главный менеджер по продажам сиотю в городе Осака.
По его словам, «молодым людям нравится чувство свободы, которое дает сиотю». Его можно пить просто так, или со льдом, разбавляя холодной или горячей водой. Оно подходит к разным блюдам лучше вина, утверждает Хасимото.
В недавно вышедшей книге Джона Гонтнера «Приятель-сакэ» говорится, что индустрия рисовых вин в Японии нуждается в новых подходах для привлечения молодежи.
Кстати, производители сакэ уже начали перестраиваться. Так, известная в Японии фирма «Гэккэйкан» приступила к выпуску 250-миллилитровых серебряных бутылочек с газированным сакэ «Дзипан», причем будет продавать их в кафе, торгующих пиццей.
Компания «Хонкэ» пошла по пути выпуска бутылок с сакэ разнообразной оригинальной формы и разных размеров с тем, чтобы, начав с небольшой, можно было бы перейти к большей бутылке.
Японцы стали также выпускать низкокалорийное сакэ, с пониженным содержанием алкоголя, которое может привлечь женщин. Компания «Хакуцуру» выпустила «сухое» сакэ, в котором на 65% меньше сахара, чем в обычном.
«Мы стремимся создать для сакэ более здоровый имидж, — отмечает менеджер по продажам Нобуо Мори. — Снижение содержания сахара часто ухудшает вкус сакэ, но мы смогли исправить это с помощью новейших технологий».
В целом же перспективы для сакэ не выглядят радужными. Этот напиток очень подходит к японской пище — рыбе, рису, овощам. В то же время сиотю хорошо сочетается с европейской пищей. Поскольку все больше молодых японцев предпочитают западную еду традиционной, популярность сакэ постоянно падает. К тому же, высококачественно сакэ стоит гораздо больше, чем сиотю — от 1000 иен (около $9) за 150 миллилитров, а дешевое рисовое вино просто неприятно на вкус.
*