Началось европейское турне Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Публика музыкантов приветствует стоя и долго не отпускает со сцены, несмотря на то, что звучит Шостакович, трагические ноты которого благополучным европейцам, казалось бы, понять сложно.

Эти музыканты — одни из самых востребованных в мире. Аббревиатура БСО — гарантия аншлага. Генеральный директор филармонии Люксембурга Матиас Наске признался, что страшно рад: открывать новенькую филармонию согласился сам маэстро Федосеев. «Я — из Австрии, где хорошо его знают, — говорит Матиас. — Маэстро возглавлял Венский оркестр. И репутация Большого симфонического очень высока. Билеты были распроданы задолго до концерта».

Европейский тур посвящен Шостаковичу, столетию композитора, который мог погибнуть, сойти с ума, но который выжил и нотами написал о нечеловеческих условиях существования страны. О времени, когда уничтожались народы и разрушались храмы.

Благополучные люксембуржцы (а здесь один из самых высоких показателей уровня жизни) храмы свои не взрывали. Собор Нотр-Дам стоит с XVII века. Хочешь — фотографируй красочные витражи, хочешь – молись: ни одного смотрителя, ни одного запрета.

Здесь благодарные слушатели, говорит уличный музыкант Себастьян, приезжающий «на заработки» из соседней Германии. Шостаковича в его репертуаре не оказалось. Об убийстве Кирова и последовавших за ним репрессиях Себастьян не слышал. Всего, что стояло за словом «Сталин», не знали и те, кто пришел в филармонию. О терроре и «сумбуре», как обзывали в 30-х музыку Шостаковича, обстоятельно рассказывалось в программках.

В первом отделении — виртуозные солисты: Мацуев, Князев. Во втором — симфония № 8. Запрещенная. Апокалиптическая. О том, что Земля, как писал сам композитор, летит навстречу гибели. Зал напрягся, оторопел и не сразу взорвался аплодисментами.

«Я выходил и думал, сейчас сыграем на бис, — рассказывает художественный руководитель Большого симфонического оркестра имени Чайковского Владимир Федосеев, — но душа говорила: не надо, пусть останется это ощущение трагедии, напряжения — как раз то, что царит сейчас в мире».

«Фантастик!» — так оценил выступление директор филармонии Люксембурга. Судя по тому, что музыкантов еще долго не отпускали со сцены, публика с этой оценкой была согласна.

Здание филармонии Люксембурга напоминает огромный ксилофон, на котором очень хочется сыграть. Но это под силу только музыкантам большого уровня. То, что к таким мировым величинам относится федосеевский оркестр, доказывает даже не безусловный успех выступления в этом зале, а то, что завершить гастроли музыкантов пригласили в Вену, где, пожалуй, самая изысканная и требовательная публика.

Вести.ru

***