Москву накроет стадионный бум
В этом году сразу четыре столичных клуба планируют начать давно анонсированное строительство суперсовременных стадионов. Об отдельной арене для национальной сборной мечтает и Российский футбольный союз. Если эти планы осуществятся, через несколько лет в столице будет 7 стадионов топ-уровня, с учетом уже существующих «Лужников» и «Локомотива». «Известия» попытались понять, зачем так много.
Москва в смысле футбола — город весьма специфический. В премьер-лиге его представляют аж 6 клубов, и поскольку все они с разной, но все-таки высокой степенью твердости стоят на ногах, можно не сомневаться, что в ближайшие годы это представительство не уменьшится. Сегодня проблема номер один для московских команд — нехватка стадионов, проблема номер два — низкое качество существующих. Из четырех столичных арен, на которых проводятся матчи премьер-лиги, лишь «Лужники» и «Локомотив» отвечают современным стандартам; «Динамо» и «Торпедо» безнадежно устарели.
Неудивительно, что с ростом инвестиций в футбол (а рост этот, особенно в Москве, огромен) амбиции клубных президентов сконцентрировались вокруг строительства новых, многофункциональных арен. Сносить свои стадионы и строить на их месте современные собираются «Динамо» и «Москва». Вот-вот начнут расчищать площадки под свои объекты «Спартак» и ЦСКА. Российский футбольный союз, найдя себе благодетеля в лице Романа Абрамовича, грезит об отдельном, постоянном пристанище для сборной России.
Сравнение со стольным градом Лондоном напрашивается само собой. И дело здесь не в Абрамовиче. Британская столица, как и Москва, в премьер-лиге представлена теми же шестью клубами, каждый из которых имеет собственную арену. Больше того, в Лондоне заново отстроили стадион «Уэмбли», куда пустят играть только национальную сборную и никого больше. Но в Англии в отличие от России такая политика обоснована экономически. Тамошние клубы до 60 процентов своих доходов зарабатывают именно на продаже билетов, абонементов и VIP-лож. У московского «Локомотива», по оценке коммерческого директора Давида Шагиняна, эта доля составляет лишь 15—20 процентов. И надо иметь в виду, что стадион «Локомотив» сегодня вне конкуренции: помимо одноименного клуба здесь выступает сборная, а ЦСКА проводит матчи Лиги чемпионов. Это поднимает стадиону продажи — черкизовские VIP-ложи расходятся как горячие пирожки. Естественно, что когда большой футбол в Москве будет разнесен по разным точкам (смотрите карту), средний уровень доходности стадионов снизится. Но, видимо, экономика — не основная мотивация для клубных президентов; деньги они берут в других местах и уверены, что эти источники не иссякнут.
Стоимость современной футбольной арены может колебаться очень сильно в зависимости от разных обстоятельств. От двух до семи тысяч евро за место — таков ценовой диапазон строительства в Европе. То есть в среднем сорокатысячник обойдется дороже 100 миллионов долларов. Поскольку кроме самого стадиона почти все московские проекты предусматривают дополнительную инфраструктуру (торгово-развлекательные комплексы, бизнес-центры, гостиницы, площадки для других видов спорта), итоговая смета в отдельных случаях наверняка перешагнет за 200 миллионов. Срок окупаемости этих инвестиций — не меньше десятка лет.
Деньги в строительство будут вкладываться частные, компании-подрядчики привлекаются преимущественно немецкие. Директор Ward Howell International Антон Дерлятка — один из самых авторитетных экспертов в области спортивного бизнеса — полагает, что германский акцент в выборе подрядчиков не случаен: «У этой страны огромный опыт строительства современных стадионов — этим летом там пройдет чемпионат мира». Тем не менее Дерлятка считает, что если клубы целиком будут полагаться на компанию-застройщика, пускай даже немецкую, крупных и неоправданных потерь им не избежать: «Нужно обязательно привлечь специалиста, не связанного с подрядчиком, который бы выступал на стороне клуба и не позволял строителям раздувать смету. Причем такого специалиста тоже придется искать за рубежом, в России их просто нет».
Зарубежные эксперты, наблюдая за строительным бумом в футбольной Москве, вспоминают слова Эдварда Фридмана — бывшего коммерческого директора английских «Тоттенхэма» и «МЮ»: «В своей жизни я прошел через два стадионных проекта. В одном случае человек, руководивший этим процессом, лишился своего бизнеса, а во втором — оказался в сумасшедшем доме». Чтобы добиться хотя бы какого-то успеха, российским функционерам придется пойти по пути, который не был знаком их английскому коллеге.
Стадионы будущего
«Спартак»
Вместимость: 40 тысяч зрителей.
Детали: В прошлом году красно-белые провели своеобразное социологическое исследование, в котором попросили болельщиков нарисовать арену такой, какой они хотели бы ее видеть. Автор лучшего рисунка получил в качестве приза 15 тысяч долларов, однако практической пользы работа победителя не имела. Проектировщики спартаковской арены сочли невозможным построить современный стадион, стилизованный под Колизей, и решили прибегнуть к собственным наработкам. Первый камень в арену самого титулованного клуба России будет заложен этой весной.
Стоимость: 130—150 миллионов долларов.
Слова: «Вместе со стадионом мы построим крытый манеж, в котором можно будет играть круглый год. Таким образом, мы сможем безболезненно перейти на систему «осень—весна», и, как результат, нам будет проще подстраиваться под коммерческие параметры континентального календаря» — владелец клуба Леонид Федун.
«Москва»
Вместимость: 25 тысяч зрителей.
Детали: Новый дом «Москвы» воздвигнут на месте стадиона «Торпедо» на Восточной улице. Легендарную, но не отвечающую современным требованиям арену снесут, а на ее месте построят новый стадион с раздвижной крышей. Проектировать ее будет та же самая немецкая компания, которая в конце прошлого века построила красавец «Ауфшальке» в Гельзенкирхене. В качестве одного из вариантов строительства рассматривается перенос стадиона чуть ближе к Москве-реке — чтобы соблюсти положенное расстояние с находящимися рядом жилыми домами. Название останется прежним: «имени Эдуарда Стрельцова». Ориентировочное начало строительства — начало следующего года.
Слова: «Пока мы имеем только приблизительное представление о том, каким будет этот стадион, но в ближайшее время будет собрано специальное совещание, на котором мы выскажем все свои пожелания» — генеральный менеджер «Москвы» Юрий Белоус.
Стоимость: 100 миллионов долларов.
«Динамо»
Вместимость: 45 тысяч зрителей.
Детали: Новая динамовская берлога будет построена на месте Малой спортивной арены — небольшого двухтрибунного стадиончика, спрятанного в Петровском парке. Когда она будет возведена, старый стадион реконструируют в спортивно-развлекательный центр. Предположительно строительство начнется летом этого года.
Слова: «Вся система «Динамо» — это золотое дно. Там миллиарды валяются под ногами. Нужно их взять и превратить «Динамо» в преуспевающий проект» — владелец клуба Алексей Федорычев.
Стоимость: 180—200 миллионов долларов.
Стадион РФС
Вместимость: 50 тысяч зрителей.
Детали: Об отдельном стадионе для национальной команды — наподобие лондонского «Уэмбли», которым пользуется только сборная Англии, — мечтало еще прошлое руководство Российского футбольного союза. Осуществлять мечту, судя по всему, будет нынешний глава РФС Виталий Мутко, который воспользовался своими партнерскими отношениями с Романом Абрамовичем и уговорил его профинансировать этот проект. Несмотря на то что строительство начнется не раньше 2007 года, эта арена уже заявлена для участия в тендере на проведение финала Лиги чемпионов-2009.
Стоимость: неизвестна.
ЦСКА
Вместимость: 30 тысяч зрителей.
Детали: Новая обитель действующих чемпионов страны появится на месте стадиона «Песчаное», который ЦСКА оставил еще в 90-е годы. Выбирая модель нового сооружения, красно-синие решили отказаться от крыши, ограничившись лишь козырьками. Сносить древнюю армейскую арену можно будет после постановления правительства Москвы — оно должно быть согласовано и принято в этом месяце.
Слова: «Мы не ставим задачу зарабатывать огромные деньги на новом стадионе. Наша главная цель — построить арену, на которой нашим болельщикам будет комфортно» — президент ЦСКА Евгений Гинер.
Стоимость: 60 миллионов долларов.
*