29 марта в Москве стартует ставший традиционным театральный фестиваль «Золотая маска». Столица опять наполнится нешуточными страстями, обсуждая спектакли, отчаянно надеясь на потрясения, новые знакомства, открытия, разочаровываясь и вновь стремясь в театральные залы. 17 апреля на Новой сцене Большого театра жюри «Золотой маски» объявит свой вердикт.

Что же ждать от нынешней «Маски»? Во-первых, она окружена целым рядом специальных проектов. Накануне фестиваля — 25 и 26 марта — в новом театре Et cetera в рамках проекта «Легендарные спектакли ХХ века» она представила спектакль Льва Додина «Бесы». Созданный в самый канун августовских событий 1991 года в Москве, идущий 8 часов кряду, он придал эпическое измерение злобе дня, заставил взглянуть на нее с точки зрения вечных, проклятых вопросов русской истории и ментальности. Сегодня, спустя 15 лет, спектакль Додина вновь оказался вписан в актуальный социальный контекст и обрел новых партнеров по театральному диалогу: в нынешнем сезоне в Москве состоялись три громких премьеры по «проклятой» прозе Достоевского («Мальчики» у Сергея Женовача, «Нелепая поэмка» у Камы Гинкаса и «Русский студент» у Юрия Погребничко).

Сегодня, в Международный день театра, состоится уникальное событие, связанное с этим спектаклем: в течение восьми часов — нон-стоп, вживую — его будут записывать в студии радиостанции «Культура».

Еще одна спецпрограмма придумана для того, чтобы все, даже те, кто любит вовсе не театр, а, например, только рок- и фольк-музыку, могли поучаствовать в фестивальной жизни. 29 марта откроется Goldenmask.club. Составу участников может позавидовать серьезный европейский фестиваль. Авторы программы Эдуард Бояков и продюсер Александр Чепарухин пригласили крупнейших музыкантов новой этномузыки. Три уик-энда подряд они будут составлять серьезную конкуренцию театру.

Еще один спутник фестиваля — выставка PRO ТЕАТР, первая в своем роде. Ее география — от А до Я: от Абакана до Якутска. Некоторые театры представят не только информацию о себе, оформленную с помощью театральных художников, но и короткие выступления, чтобы дать возможность гостям выставки увидеть характер работы театра «живьем». Выставка существенно компенсирует недостаток провинциальных театров в афише нынешней «Маски», где три спектакля — из Омска и один — из Кызыла (в драме), опера с балетом прибавляют еще Екатеринбург с Пермью и Уфой. Согласитесь — негусто для огромной театральной страны. Быть может, выставка и фестиваль в целом, смогут определить, зависит ли эта бедность от нового проекта реформы бюджетной сферы, в тиски которого сильнее всех оказался зажат именно театр провинции.

Наконец, сам конкурс. В номинации большой драматической формы — несмотря на то, что в ней есть «Вишневый сад» Омской драмы, «Король Лир» из Кызыла, «Чудаки» омского «Пятого театра» и «Оскар и Розовая дама» с Алисой Фрейндлих — основная борьба развернется между «Тремя сестрами» Петра Фоменко и «Лесом» Кирилла Серебренникова. В этом — основная интрига «Маски»: кто победит — «традиционалисты» или «новаторы».

В малой драматической форме вопрос будет поставлен еще острее: «Мальчики» Сергея Женовача, воспетый за возвращение к самым традиционнейшим из ценностей — или «Изображая жертву» — поп-корновый текст братьев Пресняковых на темы шекспировского «Гамлета». («Шинель» Валерия Фокина и «Сцены из деревенской жизни» Юрия Погребничко в саму коллизию основной борьбы нашей эпохи не вписываются, впрочем , могут быть и другие мнения).

«Король Лир» Тувинского музыкально-драматического театра (в номинации большой формы) и «На дне» «Небольшого драматического театра» из Петербурга (в номинации малой формы), видимо, будут только оттенять главные московские»страсти».

В номинации «Новация» основная борьба развернется между двумя глубоко фантазийными и в высшей степени визуальными спектаклями: «Недосказками» Дмитрия Крымова (театр «Школа драматического искусства») и «Между собакой и волком» Андрея Могучего по прозе Саши Соколова. Впрочем, в виде шутки награду могут дать полупародийному «Полифему» театра «Тень» или претенциозному «Бытию N2» Ивана Вырыпаева.

В опере и вовсе все смешалось. Здесь «новаторы» имеют сильные позиции: ведь в афише фестиваля — «Дети Розенталя» Большого театра, «Тристан и Изольда» в Мариинском, «Упавший с неба» «Геликон-оперы», «Травиата» «Санкт-Петербург Оперы». Да и уфимская «Волшебная флейта», и пермские «Соловей» (десант современного танца в оперу — дебют Татьяны Багановой в качестве оперного режиссера), и «Кармен» бросают вызов привычным формам отечественной оперной классики. Как-то будут себя чувствовать на этом фоне вполне «традиционные» «Мадам Баттерфляй» Роберта Уилсона в Большом и «Путешествие в Реймс» Алена Маратры в Мариинке?

В балете все, кажется, несколько скромнее. На «Маске» покажут Approximate sonata Уильяма Форсайта и Reverence Дэвида Доусона (Мариинский театр), «Болт» на музыку Шостаковича в постановке Алексея Ратманского, «Сон в летнюю ночь» Джона Ноймайера (оба — в Большом), «Ромео и Джульетта» красноярского театра (постановщик Сергей Бобров). Впервые за много лет на «Маску» выдвинута работа Бориса Эйфмана — балет «Анна Каренина».

Таковы некоторые ожидания, связанные с нынешней «Маской». О ходе состязаний — прямо с ристалищ — вас будет информировать» РГ».

Афиша. Двадцать дней без антракта

29 марта — «Лес», реж. К. Серебренников, МХТ им. Чехова, 19.00.

30 марта — «Дети Розенталя», реж. Э. Някрошюс, Новая сцена Большого театра, 19.00.

31 марта — «Недосказки», реж. Д. Крымов, театр «Школа драматического искусства», 20.00.

1 апреля — «Сцены из деревенской жизни», реж. Ю. Погребничко, Театр «ОКОЛО дома Станиславского», 19.00.

2 апреля — «Мальчики», реж. С. Женовач, Центр им. Мейерхольда, 19.00.

6 апреля — «Вишневый сад», реж. Е. Марчелли, Омская драма, на сцене театра им. Пушкина, 19.00.

7 апреля — «Между собакой и волком», реж. А. Могучий, «Формальный театр», на сцене РАМТ, 19.00.

8 апреля — «Волшебная флейта», Театр оперы и балета, Уфа, на сцене театра «Новая опера», 19.00.

11 апреля — «Король Лир», Тувинский музыкально-драматический театр, на сцене РАМТ, 19.00.

11 апреля — «Поющая стрела», Бурятский театр кукол «Ульгер», Улан-Удэ, на сцене Театрального центра «На Страстном», 12.00.

13 апреля — «Оскар и Розовая дама», Театр «Ленсовета», на сцене театра им. Моссовета, 19.00.

14 апреля — «Тристан и Изольда», Мариинский театр, на Новой сцене Большого театра, 18.00.

15 апреля — «Соловей», Пермский театр оперы и балета, на сцене театра «Новая опера», 19.00.

16 апреля — «Три сестры», реж. П. Фоменко, Филиал Малого театра, 19.00.

16 апреля — «Кармен», Театр оперы и балета, Пермь, на сцене театра «Новая опера», 19.00.

«Российская газета» №61 (4027), 27.03.06

*