В распоряжении Ъ оказался проект закона «О требованиях к безопасности продуктов, производимых из сырья, полученного из генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) растений и животных», разработанный в Институте питания Российской академии медицинских наук (РАМН). Документ регламентирует требования к маркировке продуктов, содержащих трансгены, а также определяет процедуру государственного контроля за их безопасностью. Экологи предупреждают, что с принятием этого документа количество трансгенных продуктов на российском рынке резко возрастет.

Трансгенные продукты россияне употребляют в пищу уже около десяти лет, однако над регламентирующей их применение законодательной базой специалисты начали работать только весной 2004 года. Конкурс на разработку законопроекта, объявленный Минпромэнерго, выиграл НИИ питания РАМН.

Первые трансгенные продукты были разработаны американской фирмой Monsanto в конце 80-х годов. На российском рынке ГМ-продукция появилась спустя почти десять лет. Минздрав России в настоящее время разрешает использование в пищевой индустрии всего 13 сортов трансгенных растений: 3 сорта сои, 5 сортов кукурузы, 2 сорта сахарной свеклы, 2 сорта картофеля и 1 сорт риса.

Вред трансгенов для здоровья человека не доказан, но, например, специалисты Института высшей нервной деятельности человека РАН убеждены в этом. По словам Ирины Ермаковой, ведущего научного сотрудника института, где в течение нескольких месяцев добавляли ГМ-сою в корм крысам, у трети подопытных потомство не выжило, а оставшиеся в живых крысята были хилыми. «Не исключена вероятность того, что чужеродная ДНК способна накапливаться во внутренних органах человека, а также попадать в ядра клеток эмбрионов, что может привести к врожденным уродствам и даже гибели плода»,– предупреждает госпожа Ермакова.

На парламентских слушаниях, которые прошли в конце 2004 года, специалисты российского представительства «Гринпис», Конфедерация обществ потребителей, ученые Российской академии наук выразили недовольство законопроектом НИИ питания РАМН. В частности, их не устроило то, что документ не распространяется на трансгенные микроорганизмы, сырье и пищевые добавки, а также то, что в документе нет четких правил сравнения ГМ-продуктов с их традиционными аналогами. Кроме того, закон не предусматривает независимого лабораторного контроля за ГМ-продуктами со стороны общественных организаций, а также не запрещает добавлять трансгены в детское питание. «Разработчики согласились с нами, однако так ничего и не учли,– говорит Наталья Олефиренко, координатор генетической кампании организации «Гринпис России».– Подготовленный РАМН документ является уже третьей версией законопроекта, но она почти ничем не отличается от двух предыдущих».

Противников возмущает также то, что авторы документа предлагают не считать продукт трансгенным, если доля ГМ-ингредиентов (ГМИ) в нем не превышает 0,9%. «Мы решили, что производитель вправе использовать 0,9% трансгенов и не писать этого на упаковке»,– рассказала Ъ заведующая лабораторией Института питания РАМН Надежда Тышко, один из авторов закона. Такую долю трансгенов разработчики предлагают рассматривать как «технически неустранимую примесь». Напомним, что до 2004 года российское законодательство разрешало использовать до 5% ГМ-организмов от массы продукта. Однако два года назад главный санитарный врач России Геннадий Онищенко своим постановлением снизил предельно допустимое количество ГМИ до 0,9%. Эта норма заимствована разработчиками закона из Европейской директивы по генетически модифицированным продуктам и кормам, которую Европарламент одобрил в 2003 году. Однако, возмущаются оппоненты, если для европейских производителей она являлась максимально допустимым порогом, то в России – лишь «технически неустранимой примесью». «Фактически эта статья разрешает производителям использование ГМИ в продуктах,– считает Наталья Олефиренко.– По нашему мнению, количество трансгенных продуктов на российском рынке с принятием этой версии закона возрастет».

Критику противников закона вызывает и глава о государственной регистрации продукта. Разработчики решили не менять существующий порядок получения разрешения на выпуск ГМ-продуктов: компания-производитель предоставляет Минздраву в числе прочей документации и лабораторный отчет о проведенном исследовании на предмет безопасности продукта для организма человека. «Если лабораторные исследования производители будут проводить сами, то вообще непонятно, как будет достигаться независимость государственных проверок»,– недоумевает Наталья Олефиренко.

Представители экологических организаций предлагают прописать в законопроекте также контроль за реализованной продукцией. «Сначала производители следуют заявленным стандартам трансгенов, а когда выпустят третью или пятую партию, могут добавить ГМ-ингредиентов больше,– считает представитель бизнес-ассоциации «Русбрэнд», занимающейся борьбой с подделками и «серым» импортом, Геннадий Соловьев.– Ведь чем больше ГМИ в продукте, тем дешевле для производителя». В Институте питания РАМН Ъ, впрочем, заверили, что продовольственный контроль будет обязательно. «До того как закон вступит в силу, процедура будет подробно описана в подзаконных актах»,– пообещала Ъ Надежда Тышко.

Коммерсантъ

*