Национальный проект в области образования призван исправить огрехи программы модернизации средней и высшей школы, разработанной более пяти лет назад чиновниками и общественными деятелями. Подобное признание прозвучало в минувшую пятницу от Владимира Путина во время заседания Госсовета, специально посвященного проблемам образования. «В последние годы мы последовательно и предметно стали заниматься развитием отечественного образования, — сказал президент.

— И на его подъем были направлены немалые для России ресурсы. Так, за пять последних лет расходы федерального бюджета возросли почти в пять раз. И, несмотря на это, коренной модернизации отрасли пока не произошло. Чтобы подтолкнуть преобразования и добиться содержательных изменений, мы в том числе начали реализацию национального проекта «Образование».

Видимо поэтому, выступая перед главами регионов, президент призвал их сосредоточиться не столько на идеологических задачах реформы, сколько на их практической реализации и активнее внедрять на подведомственных территориях новые управленческие технологии и финансовые механизмы. Трижды за время совещания президент говорил о пользе перехода образовательной сферы на нормативно-подушевое финансирование, при котором бюджетные деньги выделяются школе или вузу на каждого учащегося. Чиновники и эксперты многократно заявляли, что подобный механизм финансирования вынудит образовательные учреждения бороться за учеников и тем самым повысит качество обучения. Можно не сомневаться, что после столь настойчивого совета президента новая система начнет внедряться в жизнь уже в ближайшем учебном году.

Как рассказал выступавший с докладом министр образования и науки Андрей Фурсенко, на нормативное финансирование уже перешли Санкт-Петербург и Тюменская область. «Хотя реально к этому практически готова треть регионов», — заметил министр. По его словам, в 2007 году подобная практика будет использоваться повсеместно.

В качестве другого необходимого финансового компонента модернизации образования Андрей Фурсенко назвал переход на отраслевую систему оплаты труда. Как пояснил Владимир Якушев, губернатор Тюменской области, в которой подобная система действует с 1 сентября 2005 года, суть новшества в том, что «размер заработной платы зависит не от количества обучаемых классов, а от числа обучаемых учеников, 70% средств направляется на оплату объема оказания услуги, а 30% — на премирование и стимулирование качества».

Президент призвал также активнее включиться в образовательную деятельность промышленников и предпринимателей, до сих пор отказывавшихся выдавать чиновникам прогнозы по рынку труда и спросу на специалистов на ближайшие 5—10 лет. Владимир Путин пояснил, что ожидает от бизнесменов не столько спонсорскую поддержку школ и университетов, которая достаточно широко ведется бизнесом в последние годы, сколько выработку профессиональных требований и критериев к выпускникам средне-специальных и высших учебных заведений.

С последним предложением президента тут же согласился президент Российского союза промышленников Александр Шохин. Он заявил, что его коллеги как раз планируют разработать и систематизировать квалификационные критерии к основным профессиям. Подобные критерии, по его словам, могли бы стать наглядным пособием для педагогов, составляющих учебные программы в вузах. Однако заниматься прогнозами спроса специалистов на рынке труда бизнес в лице г-на Шохина отказался. Президент РСПП пояснил, что его коллеги считают подобную аналитику уделом государства.

Кирилл ВАСИЛЕНКО

Время новостей

N°51

27 марта 2006

Время новостей

***