Новости Голливуда: «Счастливое число Слевина» и «16 кварталов». Нью-йоркский характер Брюса Уиллиса
Есть несколько факторов, позволяющих совместить обзор этих двух картин – «Счастливое число Слевина» (Lucky Number Slevin) и «16 кварталов» (16 Blocks). Обе носят характер «криминального чтива», в обеих есть элемент загадки, связанной с личностью героев, и там и там действие происходит в Нью-Йорке – и, конечно, в обоих фильмах снимался Брюс Уиллис.
В «16 кварталах» у него главная роль, в «Счастливом номере Слевина» – эпизодическая, но очень важная. Интересно, что в отличие от многих кинозвезд большого калибра Брюс Уиллис не гнушается маленькими ролями, в которых ему есть что сказать, как артисту. Это направление в его творчестве началось с яркого появления в ансамблевом фильме режиссера Тарантино «Криминальное чтиво» и успешно продолжается.
В «Счастливом числе Слевина» Уиллис играет профессионального киллера, который, как это поначалу представлено, работает на две враждующие криминальные группировки Нью-Йорка. Появившись в первых же кадрах картины, Уиллис сразу создает загадку по поводу того, кем же на самом деле является его персонаж. Какой-то бомж в инвалидном кресле, но почему-то убивающий вроде случайного аэровокзального пассажира? К концу фильма эта первая его загадка будет разрешена, но картина, поставленная режиссером Полом Макгиганом («Гангстер № 1») по изысканному сценарию Джейсона Смиловика, дает актеру возможность при всей немногословности его роли передать макабрическую иронию ситуации, связанной с многочисленными смертями.
При всей достаточной оригинальности фильма его все же можно причислить к некоему поджанру американского кино, который можно назвать «тарантиновским». В рамках этой стилистики Уиллису уютно, и он умело сочетает серьезность с иронией, постоянно поддерживая интерес к своим периодическим появлениям на экране. Его присутствие явно помогает молодому актеру Джошу Хартнетту (Слевин) быть на высоте положения и даже проявить определенный актерский дар, в отсутствии которого Хартнетта нередко упрекали критики.
По ходу фильма, ближе к его концу, мы начинаем понимать, что Слевин не просто беспечный парень, попавший в трудную криминальную переделку против воли, а человек с прошлым, в котором персонаж Уиллиса – киллер Гудкэт – является важным элементом.
Когда смотришь этот забавный по-своему фильм, то благодаря игре таких актеров, как Уиллис и Хартнетт, получаешь удовольствие от лихих поворотов сюжета, от острого диалога, но в равной мере и от игры актеров, которые оживляют пусть и остроумно, но все же совершенно условно выстроенную схему сюжета.
Куда больше творческих возможностей у Брюса Уиллиса в фильме «16 кварталов». В нем он играет главную роль нью-йоркского детектива Джека Мосли. С первых же кадров ясно, что, как говорят, Уиллис «не боится быть некрасивым». Видно, что его герой устал от беспросветной жизни нью-йоркского полицейского, что у него тяжелое похмелье, что он не может дождаться дня, когда все это закончится.
Немного отвлекусь, чтобы отметить, что коллега Уиллиса по «буму» жанра «экшен» Сильвестр Сталлоне, который по возрасту старше Брюса, по-прежнему молодится и готовится снова выступить в ролях боксера Рокки Бальбоа и супервоина Рэмбо. Даже нынешний «гувернатор» Калифорнии Арнольд Шварценеггер в своем последнем «Терминаторе-3» всячески маскировал свой весьма средний возраст.
Жанрово «16 кварталов» – довольно успешная смесь «нуара» и «экшен». Нам одинаково интересны начальные сцены с Уиллисом, где герой заявлен, как чисто «нуарный» человек из уходящей эпохи, не видящий в жизни особого смысла.
Потом ему «совершенно случайно» поручают вроде бы простое задание по конвоированию важного свидетеля Эдди Банкера (Мос Деф) в здание суда, отдаленное от полицейского участка всего на шестнадцать нью-йоркских кварталов.
Картина режиссера Ричарда Доннера (серия «Смертельное оружие») с этого момента постепенно становится все более приключенческой, но при этом не теряет внимания к характерам. Как в «Смертельном оружии» нам был интересен психопатический полицейский Мела Гибсона, так и в «16 кварталах» трудно оторвать глаза от усталого лица Уиллиса и его глаз, полных тоски.
Сценарий Ричарда Уэнка наделил персонаж Моса Дефа «словесным недержанием». И его бесконечный писклявый треп только оттеняет молчаливость героя Уиллиса и делает более весомыми его нечастые реплики. Актер передает своим молчанием, своим хромающим движением больше, чем сказали бы любые слова.
По ходу фильма выясняется, что в раскладе «честный коп» Мосли-Уиллис и «коррумпированный коп» Фрэнк Нуджент (Дэвид Морс) не так все просто и однозначно, но это только драматизирует мотивы поведения персонажа Уиллиса и делает автомобильные погони и перестрелки более осмысленными, чем в среднем боевике.
Несмотря на то, что основные съемки проходили в Торонто (Канада), авторам удалось точно воссоздать атмосферу американского мегаполиса. И эта иллюзия становится реальностью во многом благодаря тому, что Брюс Уиллис создает убедительный и именно нью-йоркский характер. Этот усталый и потрепанный жизнью страж закона, который может и переступить его черту, – не чета нашим холеным и лощеным лос-анджелесским «новым центурионам».
Получая удовольствие от «возрастных» – драматических и комедийных – ролей Брюса Уиллиса, я совсем не против увидеть его и в «Крепком орешке-4». Если Сильвестру Сталлоне в ипостаси Рэмбо можно в 60 лет бегать с автоматом, кося врагов, то Брюсу Уиллису в его 51 год это тоже не возбраняется.
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
24.03.2006
***