Над Австралией состоялись испытания двигателя самолета, способного развивать скорость, в семь раз превосходящую скорость звука. Об окончательном успехе испытаний можно будет судить лишь после дополнительных исследований, однако траектория полета была плановой. Разрабатывало этот гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель типа «скрэм-джет», известный как Hyshot III, британское военное предприятие Qinetiq. Успех испытаний создает условия для сверхбыстрого межконтинентального воздушного сообщения и существенного сокращения расходов на доставку космических грузов на низкие орбиты.

Ученые надеются, что Hyshot III приблизит скоростные межконтинентальные рейсы

Это — первый из трех испытательных полетов, планируемых в этом году международным консорциумом Hyshot.

Первый двигатель Hyshot был опробован в 2001 году, но испытания закончились неудачно, поскольку ракета, на которой был закреплен двигатель, сбилась с курса.

С точки зрения механики гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель устроен весьма просто. В нем нет движущихся частей, и весь необходимый для сжигания водородного топлива кислород поступает из воздуха.

«Благодаря этому, он более эффективен, чем обычные ракетные двигатели, поскольку ему не требуются дополнительные запасы кислорода. Это значит, что потенциально он может нести больше полезных грузов.

Простые двигатели

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель включается, когда достигает скорости, в пять раз превосходящей скорость звука.

Беспилотный аппарат X-43A установил мировой рекорд скорости полета

Только тогда проходящий черед двигатель воздух достигает нужной для включения зажигания степени сжатия и температуры. Быстрое расширение выхлопных газов и создает движущую силу.

Для развития необходимой скорости двигатель Hyshot III стоимостью полтора миллиона долларов закрепили на передней части обычной ракеты и вывели на высоту 35 км, с которой он потом упал на землю.

Авторы проекта надеются, что при падении, аппарат развил максимальную скорость около 9000 км/час. Однако окончательно оценить результаты эксперимента можно будет только после изучения всех данных.

Нынешние испытания должны лишь показать, что процесс сгорания топлива включается автоматически. Подтвердить результаты предстоит в ходе испытаний в аэродинамической трубе.

Новая конструкция

По словам руководителя проекта Алана Пола, убедиться в том, что полет проходит именно так, как необходимо, будет очень сложно.

Условия полета экстремальные. Мы работаем в совершенно новой и неизведанной области, в которой нет еще никаких практических данных», — сказал он.

Хотя двигатель Qinetiq никогда не опробовался в полете, ученые считают его проект более реалистичным, чем предыдущие модели Hyshot.

У него более эффективный передний забор воздуха и он может работать в большем диапазоне скоростей. Он также подает воздух в камеру сгорания при более низкой температуре, близкой к условиям обычных полетов.

Если испытания нового двигателя пройдут успешно, через четыре дня будет запущен еще один двигатель Hyshot, разработанный Японским агентством космических исследований (Jasa). А в июне пройдут испытания гиперзвукового двигателя, разработанного Австралийской научно-исследовательской оборонно-технологической организацией (DSTO).

Испытания двигателя Hyshot приближают к реальности идею создания коммерческого гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя.

От Сиднея до Лондона — за два часа?

Сначала такие двигатели будут использоваться, скорее всего, для вывода спутников на низкие околоземные орбиты. Однако высказываются мнения, что они также позволят ускорить пассажирское воздушное сообщение — и тогда из Лондона в Сидней можно будет долететь за два часа.

До этого еще очень далеко. Но разработки в этой области считаются весьма перспективными, особенно после того, как американское Национальное агентство по аэронавтике и космическим исследованиям (НАСА) в 2004 году провело над Тихим океаном успешные испытания своего самолета Х-43А.

Беспилотный аппарат поставил новый мировой рекорд, развив скорость, почти в десять раз превышающую скорость звука.

суббота, 25 марта 2006 г., 12:04 GMT 15:04 MCK

Би-би-си

***