В 2005 году пресса заметно меньше писала об обязательном страховании автогражданской ответственности. Наверное, именно поэтому слово «страхование» встречалось в российской прессе на 2% реже, чем в 2004 году. Зато названия компаний, составившие первую десятку пресс-рейтинга, подготовленного специально для «Известий» экспертами кафедры коммуникационного менеджмента Международного университета в Москве, упоминались на 6% чаще.

Перемена места

Если брать отдельные страховые компании, традиционно входящие в группу лидеров пресс-рейтинга, то из них в прессе в 2005 году несколько реже, чем годом раньше, появлялись компании «РЕСО-Гарантия», «Спасские ворота», ВСК, Росгосстрах, чаще РОСНО, «Ренессанс-Страхование», Московская страховая компания и Русский страховой центр. Число публикаций об «Ингосстрахе» практически не изменилось.

Больше всего было публикаций о РОСНО (1243), но треть из них была посвящена кубку РОСНО и о самой компании практически никакой информации не содержала. Именно поэтому в пресс-рейтинге, в котором страховые компании занимают места в соответствии с количеством и качеством информации о них, РОСНО оказалось только третьим, пропустив вперед «Ингосстрах» и Росгосстрах. Таким образом, в сравнении с пресс-рейтингом за 2004 год каждый из лидеров поменял свое место.

Но, как и прежде, эти компании занимали доминирующее положение в информационном пространстве: на них приходилось 37% от общего количества информации о страховых компаниях, попавших в пресс-рейтинг. Доля «Ингосстраха» в общем количестве информации о страховых компаниях увеличилась с 10.3% до 14.6%. РОСНО тоже прибавило — с 10.4 до 11.1%. Удельный вес информации о Росгосстрахе, напротив, слегка уменьшился — с 12 до 11.3%.

Из первой десятки пресс-рейтинга во вторую переместились компании МАКС (с 9-го места на 12-е), «Спасские ворота» (с 10-го места на 14-е) и «Уралсиб» (с 6-го места на 13-е). Их места заняли «Альфа-страхование», поднявшееся с 15-го места на 5-е, Русский страховой центр, переместившийся с 11-го места на 9-е, и СОГАЗ, поменявший 18-е место на 10-е.

Во вторую десятку из третьей поднялись «КапиталЪ Страхование» и группа «АВИКОС-Афес». В третью десятку переместились «Гута-Страхование» и «Национальная страховая группа».

Неожиданностью пресс-рейтинга НИИР за 2005 год стало 7-е место компании «РЕСО-Гарантия», до этого несколько лет подряд находившейся на четвертом месте.

Новые темы

В 2005 году, в отличие от того, что было годом и двумя годами раньше, пресса не слишком много писала об обязательном страховании автогражданской ответственности. Причем ведущей темой стали размышления о выгодности этого вида страхования для компаний. Единого мнения по этому поводу не было, но во многих выступлениях страховщиков отчетливо звучало требование принять меры для того, чтобы уже в 2006 году ОСАГО не оказалось нерентабельным. В конце прошлого года появились и первые жертвы увлечения «автогражданкой» (компании «АВЕСТ», «Коместра-Центр» и некоторые другие). Остро встал вопрос о коллективной ответственности страховых компаний перед страхователями по ОСАГО. К чести страховщиков, эту проблему удалось быстро решить. В результате падения интереса прессы к ОСАГО удельный вес категории «Страхование ответственности» среди других видов страхования снизился с 36% до 27%. Таким образом, он приблизился к уровню 2002 года, когда составлял 25% от общего количества информации по видам страхования (в 2003-м доля категории «Страхование ответственности» составляла 37%; в первом квартале 2004 года она достигла 40%, но затем немного снизилась — до 36%).

Категория «Страхование имущества» в 2003 году уступила занимаемое на протяжении многих лет первенство «Страхованию ответственности». В 2004 году ее доля стала еще меньше (соответственно 34%, 33% и 29%). В 2005 году удельный вес этой категории вырос до 43%. Много писалось о добровольном автостраховании, страховании жилья, грузов и авиакосмических рисков, а также страховании банковских кредитов.

В 2004 году, по сравнению с 2003-м, увеличился удельный вес информации по категории «Личное страхование» — с 16 до 20%. В 2005 году доля этой категории вернулась на уровень 2003 года (16%). Ведущими были темы ОМС и ДМС и страхования выезжающих за рубеж.

Довольно много писалось о страховании жизни, особенно в связи с борьбой с «серыми» схемами. Но удельный вес категории «Страхование жизни» в 2005 году оказался несколько ниже, чем в 2004-м (соответственно 8 и 10%). Отчасти это связано с тем, что у некоторых ведущих по страхованию жизни компаний, таких как Столичное страховое общество, были отозваны лицензии. Компании же, по-прежнему ориентированные на краткосрочное страхование жизни (а значит, на схемы «налоговой оптимизации»), старались не афишировать своей деятельности. Удельный вес раздела «Перестрахование» немного увеличился — с 5 до 6%.

Возврат к традициям

В позиционировании компаний, лидеров пресс-рейтинга, наблюдался возврат к традиционным мотивам. В позиционировании «Ингосстраха» меньше стали заметны «ритейловые» нотки. Для Росгосстраха, наряду со ставшей традиционной темой лидерства по ОСАГО, опять увеличилось значение темы страхования жилья. Неизменно важной тема ОСАГО осталась для компании «РЕСО-Гарантия», а в прессе о РОСНО она стала даже более заметной.

Московская страховая компания увеличила свое присутствие в прессе еще в 2004 году — в связи с расширением розничного направления работы. Важное значение для ее имиджа имели сведения об акционерах (Правительстве Москвы и Банке Москвы), об участии в муниципальных программах, о расширении региональной сети.

СОАО «Русский страховой центр» позиционировал себя как ведущего отечественного страховщика оборонно-промышленного и ракетно-космического комплексов, а также в области военно-технического сотрудничества. Важной формой присутствия компании в прессе стали интервью и ответы на вопросы председателя правления РСЦ Дмитрия Извекова корреспондентам разных изданий (в первую очередь оборонной тематики).

Независимо от разницы подходов страховых компаний к присутствию в СМИ, важную роль в формировании их имиджа играли эпизоды, связанные с крупными (или не очень крупными) страховыми выплатами. О таких случаях сообщали многие газеты и журналы, и выполнение страховщиками своих обязательств решающим образом сказывалось на впечатлении от деятельности не только отдельных компаний, но и восприятии страхового рынка в целом.

Пресс-рейтинг страховых компаний по итогам 2005 года

Название компании Общий рейтинг Доля в общем количестве информации (в %) Процент негативной информации
1 Ингосстрах 45116 14.62 1.92
2 Росгосстрах 35995 11.27 0.23
3 РОСНО 34547 11.12 1.60
4 Страховой дом ВСК 17214 5.44 0.71
5 Альфа-Страхование 16990 5.46 1.55
6 Ренессанс-Страхование 15274 4.76 0.00
7 РЕСО-Гарантия 15061 4.78 0.96
8 Московская страховая компания 12689 3.97 0.24
9 Русский страховой центр 12594 4.04 1.38
10 СОГАЗ 8188 2.55 0.00
11 Стандарт-Резерв 7528 2.48 2.62
12 МАКС 6886 2.60 8.73
13 Уралсиб 6707 2.13 0.97
14 Спасские ворота 6660 2.25 3.96
15 Нефтеполис 5459 1.70 0.00
16 НАСТА 5091 1.60 0.54
17 ОСГ «Согласие» 4466 1.39 0.00
18 КапиталЪ Страхование 4434 1.43 1.67
19 Авикос-Афес 4161 1.30 0.00
20 Энергогарант 4100 1.30 1.04
21 Россия 4009 1.26 0.34
22 МРСС 3816 1.43 8.46
23 Московское перестраховочное общество 3665 1.17 1.28
24 Русский мир 3628 1.13 0.00
25 Гефест 3487 1.12 1.31
26 ГУТА-Страхование 3468 1.16 3.49
27 Национальная страховая группа 3235 1.05 1.84
28 Югория 3209 1.00 0.00
29 ЖАСО 2474 0.79 1.43
30 Москва 1927 0.60 0.00
31 Прогресс-Гарант 1798 0.60 3.35
32 AIG-Россия 1332 0.48 6.83
33 Страховой капитал 1182 0.37 0.00
34 Метрополис 1021 0.32 0.00
35 Зенит 897 0.34 9.33
36 Мегарусс 768 0.25 2.49
37 Шексна 678 0.21 0.00
38 Пари 642 0.20 0.00
39 Чешская страховая компания 551 0.18 1.26
40 Руксо 473 0.15 0.00

Источник:

Международный университет в Москве, специально для «Известий»

16.03.2006 13:19

• Владимир ПАХОМОВ

Финансовые известия

***