Народное дело победило. Российские газеты пишут о суде над водителем, которого считали причастным к смерти губернатора Алтайского края
В обзоре российских газет:
* Свобода Олега Щербинского — победа автомобилистов России
* Священник из Сибири уволен за сочувствие Ходорковскому
* Госдума питается «мифами» о сиротах и беспризорниках
«Справедливость восторжествовала»
«Автомобилисты всей страны в четверг праздновали грандиозную победу — оправдан и отпущен на свободу признанный ранее виновным в гибели в ДТП губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова водитель Олег Щербинский», — восклицает «Время новостей».
«Это уголовное дело, которое, казалось бы, должно было носить сугубо технический характер, вызвало настоящий взрыв возмущения среди населения — в поддержку осужденного водителя выступила даже «Единая Россия», а депутаты Госдумы тут же наперебой стали предлагать ужесточить правила дорожного движения (ПДД) в части использования спецсигналов», — излагает историю вопроса газета.
«Известия» называют решение Алтайского краевого суда об оправдании Щербинского «сенсационным и долгожданным».
«Такой исход стал возможен лишь после многотысячных акций протеста, прокатившихся по всей стране, а также реакции со стороны политических партий и Общественной палаты страны», — делает вывод газета.
«То, что Алтайский краевой суд оправдал Олега Щербинского, факт, безусловно, положительный, — констатирует «Газета» в материале «Левый поворот в деле Щербинского». — Справедливость восторжествовала».
Газета считает, что «это дело, получившее общероссийский резонанс, во многом показательно»: «Абсолютно невиновный человек был арестован, провел семь недель в СИЗО и получил срок только потому, что оказался в ненужное время в ненужном месте. И неизвестно, как сложилась бы его судьба без поддержки миллионов соотечественников, осознавших, что на месте Щербинского может оказаться каждый автолюбитель».
«Труд» обращает внимание на неоднозначную роль «Единой России» в освобождении Щербинского: «Этот судебный процесс затронул одну из самых больных для российских водителей тем — наличие на дорогах машин с мигалками. И тут очень вовремя подсуетилась группа депутатов от «Единой России» — она внесла на рассмотрение коллег законопроект, ограничивающий использование государственных спецномеров и спецсигналов».
Газета отмечает, что «попытки сократить количество привилегированных автомобилей в России предпринимались неоднократно, но всегда безуспешно». К примеру, оставить на всю страну только одну мигалку — «президентскую» — предлагал в бытность свою премьером Михаил Касьянов. «А аналогичную инициативу независимого депутата Виктора Похмелкина в январе 2004 года заблокировала… партия «Единая Россия»!» — вспоминает газета.
В материале «Олег Щербинский оправдан» «Газета» анализирует политический резонанс, который это дело вызвало в России.
«Дело Щербинского стало лакмусовой бумажкой, по которой можно судить о состоянии отношений между обществом и властью», — пишет газета. И далее: «Суд над Щербинским стал первым процессом политического толка, когда власть была вынуждена договориться с народом и прислушаться к здравому смыслу. Возможно потому, что этот процесс по сути своей был народным».
Газета сравнивает дело Щербинского с основными политическими процессами последнего пятилетия — так называемыми «шпионскими делами» и делом «Юкоса».
«Запад и правозащитники активно занимались судьбой Сутягина, Пасько и других «шпионов» при полном безразличии народа, — отмечает «Газета». — К его мнению в России прислушиваться не принято, но вот позиция Запада всегда учитывается во внутренней политике. А в деле Щербинского все получилось наоборот. Оно получило незначительную огласку на Западе, но вызвало мощный резонанс в России. В этом его уникальность».
«Народ прав, когда силен», — делает вывод газета.
Священник-растрига ни о чем не жалеет
В четверг отец Сергий (Сергей Таратухин), бывший священник города Краснокаменска, где в колонии отбывает наказание экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, отстранен от работы. Отцу Сергию, который назвал господина Ходорковского политзаключенным, запрещено совершать таинства и богослужения, а также носить священническое облачение.
В ноябре 2005 года священник Сергий Таратохин в знак протеста против осуждения Михаила Ходорковского отказался освятить молельную комнату (часовню) в колонии в Краснокаменске, где содержится экс-глава ЮКОСа. Между тем епископ Евстафий выразил неудовлетворение таким решением священника. Глава Читинской епархии подчеркивал, что РПЦ не считает Михаила Ходорковского политическим заключенным, на чем настаивал священник.
«Я не удивлен, что РПЦ решила запретить отца Сергия в служении. Ведь церковь тесно связана с Кремлем, поэтому очень похоже, что это сделано и по политическим мотивам»,- комментирует решение церковного руководства глава общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев на страницах «Коммерсанта».
Газета приводит мнение и официального представитиля церкви, пресс-секретаря Московской патриархии священника Владимира Вигилянского: «Даже патриарх не может вмешиваться в решение правящего архиерея. Мы часто судим внешний результат, не зная истинных, внутренних причин того или иного решения священноначалия. Я категорически не согласен, что это политическое дело, это чистой воды дисциплинарное дело».
«При этом отец Владимир не смог уточнить, за что последовало дисциплинарное наказание отца Сергия», — замечает газета.
«Новые Известия» переводят суть случившегося на доступный обывателю язык: «Демарш отца Сергия произошел в ноябре. Вскоре его вызвали «на ковер» к епископу, давшему понять пастырю доброму, что им недовольны в Москве. Съездив в столицу, архиерей заявил на собрании Читинского благочиния, что о. Сергий посадил «большое пятно на всю епархию», и зачитал указ о его переводе «ради церковной пользы» фактически в ссылку, в глухое горное таежное село, за 100 км от железной дороги. Священник считает, что при выборе места учитывалось отсутствие в Красном Чекое сотовой связи. После того как в прессе появились интервью духовника Ходорковского, было решено вообще запретить его в служении. И решение принималось не в Чите, а в Москве».
«Это первый в Московской патриархии случай дисциплинарного наказания по политическим мотивам с 1993 года, когда за публикацию материалов о сотрудничестве руководства РПЦ с КГБ был незаконно лишен сана отец Глеб Якунин», — подчеркивает газета.
«Новые Известия» в заключение дают слово самому «священнику-растриге»: «Я тихо-мирно служил — и тут присылают политического. «Промолчит батюшка или нет?» Я сделал все по совести. Если бы сейчас снова пришлось делать выбор — поступил бы так же».
Мифы о сиротах и беспризорниках
«Иностранцам российских сирот не отдавать — уморят. Для работы с беспризорниками создать специальный орган (вроде ВЧК образца 20-х гг.) — больше никто не справится», — так суммируют «Ведомости» законодательные инициативы депутатов Госдумы по вопросу сиротства и беспризорности.
Газета предлагает совершенно однозначное заключение по поводу мудрости предлагаемых народными избранниками решений: «Беспомощность и нерешительность депутатов и исполнительной власти вызывают удивление».
Газета предлагает свое решение проблемы: «Прежде всего надо закрыть детские дома. Сейчас около трети всех детей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России. Еще в 50-е гг. психологами было доказано, что воспитание в сиротских учреждениях вызывает задержку эмоционального и социального развития детей. Кроме того, было признано, что детдома экономически неэффективны, и к настоящему времени наиболее развитые страны практически полностью отказались от них».
«Детские дома — при всем уважении к подвижникам, которые там работают, — часто являются кормушкой для местных чиновников, — утверждают «Ведомости». — Кроме того, они часто становятся переходной ступенью между проблемой сиротства и проблемой беспризорничества — дети бегут оттуда».
Газета называет «мифом» утверждения о вреде иностранного усыновления. Свое мнение газета подтверждает цифрами: «Ежегодно иностранцы усыновляют около 10 000 российских детей. За последние 10 лет в иностранных семьях погибли 14 приемных российских детей. По прошлогодним данным Генпрокуратуры, за пять лет в России родителями совершено более 1000 убийств и покушений на убийство детей; 15 случаев приходится на приемные семьи».
Еще одним мифом газета газета называет «отсутствие приоритета у российских семей», на которое жалуются депутаты. Россияне сами не спешат в детдома в основном из-за низких доходов, пишет газета. Цитируя результаты прошлогоднего опроса ВЦИОМ, газета указывает, что 80% россиян не хотят усыновлять ребенка.
«Тем не менее, и россиян можно заинтересовать, если деньги, высвободившиеся в результате закрытия детдомов, направить на программу профессиональных замещающих семей, т. е. семей, в которых родители получают зарплату от государства за воспитание приемных детей, — предлагают свое решение проблемы «Ведомости». — Что касается беспризорников, то тут можно не придумывать ничего нового — в разных странах в разное время таких детей обычно помещали в приюты, где главным методом воспитания был труд… Удачные примеры таких приютов, организованных энтузиастами, есть в России и сейчас».
Обзор подготовила Ирина Розенбранд, Служба мониторинга Би-би-си
пятница, 24 марта 2006 г., 03:44 GMT 06:44 MCK
*