Большинству россиян не хватает товаров первой необходимости
Для москвичей это может прозвучать странно, но почти 60% россиян ежедневно сталкиваются с проблемой нехватки в магазинах товаров первой необходимости. Главную причину этого люди видят в стремлении торговцев нажиться на повышении цен. Таковы результаты последнего исследования, которое провел Аналитический центр Юрия Левады.
Как показало исследование, проведенное в 128 населенных пунктах России с участием 1,6 тыс. граждан старше 18 лет, 34% опрошенных с такой проблемой, как нехватка в магазинах их города товаров первой необходимости (таких, как соль, сахар и спички), в последнее время не сталкивались. Зато для 59% респондентов это ежедневная головная боль.
Социально-демографический портрет тех, кто чаще других ее испытывает, выглядит так: это женщина-домохозяйка старше 40 лет с низким уровнем образования и душевыми доходами до 12 тыс. руб. в месяц. Товаров первой необходимости больше всего не хватает жителям Уральского, Поволжского и Центрального федеральных округов, а также городов с численностью населения от 10 до 500 тыс. человек.
Меньше всех такой проблемой озабочены россияне моложе 25 лет, преимущественно мужчины, с высшим образованием, высоким достатком, занимающие руководящие должности и проживающие в Дальневосточном округе и Москве.
Тех, кого нехватка товаров первой необходимости волнует всерьез, попросили назвать причину этого явления. По мнению 44% опрошенных, перебои с солью и другими всегда нужными продуктами в некоторых регионах России возникли из-за стремления торговцев нажиться на повышении цен. Одинаковое количество голосов (25%) набрали еще два варианта ответов – «ничем не спровоцированная паника среди населения» и «сообщения средств массовой информации». Винить Украину в сокращении поставок соли и сахара склонны 14% опрошенных. А не доверяют экономической политике властей 12% россиян. Еще 8% настроены более оптимистично и нехватку товаров списывают на ошибочные действия поставщиков. Зато 7% в этом явлении усматривают будущий общий экономический кризис и всеобщий дефицит.
СОЛЬ ПОДОРОЖАЛА ПРОСТО ТАК
Федеральная антимонопольная служба не обнаружила признаков соглашений между российскими производителями пищевой соли и совершения ими согласованных действий по ограничению конкуренции, говорится во вчерашнем сообщении ФАС. По данным службы, крупнейшие производители соли в течение января – февраля 2006 года незначительно поднимали цены, в среднем на 10–20 коп. за 1 кг, оставляя их в целом на сопоставимом с 2005 годом уровне. Чиновники также констатируют, что ни один из производителей не занимает доминирующего положения на рынке и, соответственно, не может оказывать негативного влияния на конкурентную среду. Вместе с тем ФАС продолжает работу по установлению причин резкого подорожания пищевой соли в отдельных регионах РФ. Сейчас она приступила к проверке деятельности предприятий оптово-розничной сети.
*