Переезд на Неву. Российские газеты пишут о переезде Конституционного суда и о перетягивании приднестровского каната
В обзоре российских газет:
* Переезд Конституционного суда в Петербург
* Южная Осетия хочет вернуться в Российскую империю
* Россия демонстративно встает на сторону Приднестровья
«Бессмысленное», но «безвредное» решение
В среду думское большинство приняло поправку в действующее законодательство, разрешающую переезд Конституционного суда России из Москвы в Санкт-Петербург.
«Переезд Конституционного суда из Москвы в Петербург можно считать вопросом решенным, — пишет «Коммерсант» в материале «Пустые хлопоты». — Приняв вчера в первом чтении соответствующий законопроект, Госдума положила конец попыткам судей сопротивляться генеральной линии на «децентрализацию высших органов судебной власти»».
«Само решение о переводе Конституционного суда в Петербург обращает на себя внимание прежде всего своей бессмысленностью с практической точки зрения», — делает вывод газета, отмечая при этом, что «с другой стороны не приходится ожидать от переезда и какого-то вреда».
«Безусловно, переведенные в Петербург по разнарядке офисы нескольких корпораций, Конституционный суд, а также Государственный дворец конгрессов (он же Константиновский дворец в Стрельне) помогут оживить город. Однако для того чтобы переломить тенденцию к концентрации политических и экономических процессов в Москве, этого, конечно, недостаточно», — считает газета.
«Известия» указывают, что у судей Конституционного суда остается лишь один способ продлить свое пребывание в Москве, а именно: принять к рассмотрению жалобы граждан, которые протестуют против депортации суда в Петербург.
«Однако готовность судей пойти на открытый конфликт с президентом, публично одобрившим их перемещение в Питер, вызывает — честно говоря — большие сомнения», — подчеркивает газета.
«Московский комсомолец» настроен весьма критично против переезда суда.
«Не забивая себе голову ненужными вопросами «зачем?» и «сколько стоит?», депутаты Госдумы проголосовали вчера в первом чтении за закон о переносе Конституционного суда в Санкт-Петербург. Впрочем, если бы Президент РФ был марсианином и захотел бы отправить судей на родную Красную планету, чтобы не мучилась она комплексом неполноценности, депутаты тоже проголосовали бы «за»».
В силу договора от 1774 года
Вчера президент непризнанной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты заявил, что намерен подать обращение в Конституционный суд России. Кокойты считает, что его республика является неотъемлемой частью России, поскольку никогда официально не выходила из состава Российской империи. С точки зрения южноосетинского лидера, раз Россия является правопреемницей СССР, который, в свою очередь, правопреемник империи, то и вопрос о присоединении Южной Осетии должен решаться с этой, «исторической» точки зрения.
«Время новостей» замечает, что о Конституционном суде Кокойты вспомнил потому, что его неоднократные обращения в Госдуму, которая, по мнению газеты, более подходит для таких дискуссий, неизменно игнорировались парламентариями и ни разу не выносились на пленарные заседания.
«Не найдя должной поддержки в российской законодательной власти (естественно, Госдуме никто не даст права принимать в состав страны часть другого суверенного государства), южные осетины решили попробовать пробиться в Россию по судебной линии», — пишет газета.
«Каким образом Конституционный суд России, уполномоченный определять соответствие тех или иных российских законодательных актов Конституции своей страны, может подтвердить «конституционность» договора от 1774 года о добровольном вхождении всей Осетии в состав уже давно не существующей Российской империи, решительно непонятно. Свидетелем на слушания по этому вопросу, если бы они действительно состоялись, нужно было приглашать императрицу Екатерину II, собственно, и принимавшую осетин в состав России», — иронизирует газета.
«С точки зрения политической технологии как некоего отвлеченного инструмента, имеющего мало общего с реальной политикой, заявление Кокойты выглядит личным пиаром для внутреннего потребления», — комментирует заявление осетинского лидера «Газета».
«Однако если повернуть проблему в чисто российскую плоскость, то это заявление может породить некую юридическую коллизию, которая станет большой головной болью для политиков», — предупреждает газета.
«Нетрудно прогнозировать мировую общественную реакцию и политические последствия принятия Конституционным судом иска Кокойты, тем более гипотетического удовлетворения этого иска», — пишет газета. Эдуард Кокойты при этом может превратится в «клин, который будет вбит в отношения России с Западом».
«Коммерсант» в связи с заявлением Кокойты обращает внимание на то, что «в политике Москвы по отношению к непризнанным республикам произошел поворот: Россия переходит к их фактической интеграции в свой состав».
«В последнее время Москва заметно ужесточила свою позицию по проблеме непризнанных республик, открыто встав на их сторону, — пишет газета, ссылаясь на ситуацию с Южной Осетией, Абхазией и Приднестровьем.
«Новый поворот в российской политике по отношению к непризнанным республикам заключается в том, что, не ограничиваясь их прежней политической поддержкой, Россия переходит к фактической интеграции непризнанных республик в свой состав, — объясняет газета. — Если эта тенденция окончательно оформится, то Тбилиси вряд ли сможет рассчитывать на то, что реакция Москвы на новое обращение Цхинвали войти в состав России будет такой же негативной, как в 2004 году».
«Пиар-акция» по спасению голодающих
Вчера МИД Молдавии отозвал для консультаций молдавского посла в Москве Василия Стурзу.
«Таким образом Кишинев отреагировал на то, что Москва демонстративно заняла сторону непризнанной Приднестровской молдавской республики (ПМР) в «таможенной войне», — комментирует «Коммерсант» дипломатический демарш Кишинева в материале «Россия не признает Молдавию». — Кризис в отношениях России и Молдавии, продолжающийся с 2003 года, перерос в открытое противостояние с использованием всех рычагов давления».
«Напряженность в отношениях двух стран, возраставшая после того, как Молдавия и Украина ввели новый режим транзита приднестровских товаров, достигла пика», — констатирует газета.
«В России традиционно с пониманием относятся к проблемам и просьбам Приднестровья. Но если раньше Москва осторожничала, то сейчас она фактически решила пренебречь статусом посредника в приднестровском конфликте и демонстративно встала на сторону непризнанной республики», — отмечает «Коммерсант».
«Россия не намерена ограничиться лишь материальной поддержкой дружественного ей региона», — заявляет газета. Ссылаясь на анонимные источники, газета утверждает, что «Москвой подготовлен и уже начал осуществляться комплекс жестких мер, призванных не только заставить Молдавию ослабить нажим на Приднестровье, но и вовсе отказаться от претензий на непризнанную республику. К его реализации подключены силовые структуры и ведомства экономического блока».
В материале «Цена вопроса» «Коммерсант» комментирует гуманитарную акцию, инициированную российскими политиками в помощь жителям Приднестровья, страдающим от экономической блокады со стороны Украины и Молдовы.
«Итак, автоколонна с российским грузом все-таки ушла в Приднестровье, — констатирует газета. — О спасении республики от нависшей над ней угрозы гуманитарной катастрофы торжественно сообщают российские СМИ».
Далее однако автор материала Сергей Строкань приводит факты, демонстрирующие, что никакой угрозы гуманитарной катастрофы в Приднестровье не существует, так как «в республике сегодня должно быть вполне достаточно товаров массового спроса и продуктов из той же соседней Украины, с ввозом которых после введения новых правил ровным счетом ничего не изменилось».
«Получается, что мы имеем дело с некоей пиар-акцией и превращением добрых намерений в расчетливую игру в доброту, — делает вывод Строкань. — Назовем вещи своими именами: колонна гуманитарной помощи, идущая в Приднестровье, — это политический жест на фоне искусственно созданной проблемы, а не попытка кого-то накормить».
«Однако может ли такая тактика Москвы, направленная на то, чтобы окончательно оторвать Приднестровье от Молдавии, принести ей успех? — спрашивает обозреватель. — Жесты устрашения в адрес молдавского руководства могли бы быть продуктивными, если бы у Москвы была уверенность, что у нее хватит рычагов додавить Кишинев».
«Но такой уверенности нет, — заявляет Строкань. — При этом действия Москвы не останутся незамеченными на Западе. Можно будет не удивляться, если по итогам года в Вашингтоне появятся новые доклады, где будет выражаться озабоченность по поводу действий Москвы на постсоветском пространстве. И оно нам надо? Оно того стоит?»
Обзор подготовила Ирина Розенбранд,
Служба мониторинга Би-би-си
четверг, 23 марта 2006 г., 03:52 GMT 06:52 MCK
*