Руководители российских автозаводов, находящиеся сейчас в КНР в составе большой российской делегации, выразили вчера опасения, что в ближайшие годы китайские автомобили составят серьезную конкуренцию отечественным. Однако дела обстоят значительно хуже: наш автопром, к сожалению, не способен конкурировать уже ни с одной страной, выпускающей собственные автомобили.

Китайские внедорожники с успехом вышли из выставочных залов на дороги России.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Основное преимущество отечественных автомашин перед западными – низкая цена. Впрочем, и в этой категории конкурировать с иностранцами наши авто могут лишь на внутреннем рынке. Однако в ближайшее время, судя по всему, российский автопром лишится своего последнего козыря, который будет бит китайцами.

Напомним, что до последнего момента на нашем авторынке в ценовом сегменте до 10 тыс. долларов сохранялась абсолютная монополия АвтоВАЗа. Угроза ей, впрочем, уже не раз маячила на горизонте. В частности, потоптать вазовскую «поляну» пытались узбекские и отечественные «корейцы» – Daewoo Nexia и Matiz. Помимо них на отечественный рынок вышел Renault со своей бюджетной моделью Logan. Однако в полной комплектации эти авто все равно вылезают за рамки цен вазовской «классики».

Сейчас тольяттинцы оказались под угрозой нового удара. Основной дистрибьютор китайских авто, владеющий более чем сотней автосалонов по всей России, выразил намерение начать с апреля нынешнего года реализацию «малолитражки» для города Hafei Brio. Авто этой марки производятся на предприятии Hafei Motor Co., Ltd., выпускающем ежегодно более 300 тыс. машин. Россиянам автомобиль будет предложен в различных комплектациях по цене от 8 до 10 тыс. долларов.

Как заметил в своем комментарии «Новым Известиям» заместитель генерального директора по научной работе, главный ученый секретарь Научно-исследовательского автомобильного автомоторного института (НАМИ) Юрий Есеновский, Hafei Brio и вазовские модели «находятся в разных нишах» и не являются конкурентами друг другу, «так как волжские автомобили более мощные». Однако китайская «маломерка» не единственная на нашем рынке. За один лишь последний год уже успели зарекомендовать себя внедорожники. Причем настолько, что их производитель решил построить в Татарстане завод, инвестировав в него около 100 млн. долларов. Преимущество же китайских внедорожников перед отечественными аналогами лежит, уверяют специалисты, как раз в ценовой плоскости.

По оценке экспертов, китайские автомобили, несмотря на то что местами уступают в качестве российским машинам, современнее. Но самое главное – автопром КНР прогрессирует бешеными темпами. Учитывая поразительную способность китайцев скупать, а, если надо, и красть, копировать и тиражировать самые передовые технологии, нет оснований сомневаться в том, что они в самое ближайшее время легко пойдут на серьезное улучшение качества своей продукции без особого увеличения ее цены.

Лучше любых слов о ситуации расскажут цифры. В то время как производство и продажи отечественных автомобилей падают, в Китае еще в 2004 году было произведено 5,07 млн. автомобилей – это четвертое место в мире после США, Японии и Германии. В 2005 году в КНР, по предварительным оценкам, выпущено более 6 млн. единиц автотранспорта, к 2010 году планируется довести их число до 10 млн. в год, а к 2020 году – до 14–15 млн. Наш автопром в его нынешнем состоянии никак не сможет конкурировать с китайским ни по объемам производства, ни по качеству продукции. До последнего времени, собственно, только Китай и можно было назвать единственно возможным конкурентом российской автопромышленности. Теперь же получается, наши автобренды будут реально конкурировать лишь между собой.

АНДРЕЙ ГУЛЮТИН

«Новые Известия»

***