(СГ). Александр Алексеев — знаменитый самарский боксер, чемпион Европы и мира — свои победы считает победами всех, кто его поддерживает. И в первую очередь — своих близких: мамы, отца, который, увы, ушел из жизни, брата, супруги. Немаловажен, по мнению Александра, и вклад руководства города в его спортивные достижения. Возможно, именно поддержка и забота руководителей, огромной армии болельщиков, тренеров и родных раз за разом приносят Алексееву победы.

Александр, на днях Вы победили во втором бою, который проводили в ранге профессионального боксера. Как к нему готовились?

-К бою была серьезная подготовка, которая составляет целую систему специальной диеты, тренировок, спаррингов. Как правило, мы ее начинаем за три недели до боя — это означает переход на более строгий режим питания и нагрузок. Первый этап подготовки проходил в Самаре, а за полторы недели до боя я улетел в Германию, где проходили спарринги и сам бой. В России я тренируюсь с Виктором Александровичем Ланцовым, а в Германии со мной занимается Фриц Дунак. 11 марта в Гамбурге прошел сам бой — мой второй поединок в профессиональном боксе.

Есть разница между любительским боксом и профессиональным?

— Очень ощутимая. Профессиональный бой — это постановочное и просчитанное до мелочей шоу, где боксер — артист для зрителей. На этот раз в Гамбурге в огромном зале собралось около 10 тысяч людей. Самые дорогостоящие VIP-места — на расстоянии пяти метров от ринга — позволяют увидеть бой в мельчайших подробностях. Далее — уходящие вверх склоны с трибунами, а на верхних ярусах расположены кафе, где болельщики могут наблюдать за боями во время дружеской встречи или ужина. Понятно, что там ринг виден словно с высоты птичьего полета, поэтому все эти «кафэшки» оснащены огромными экранами, позволяющими увидеть и удары, и малейшие движения боксеров. Хорошо, что это совершенно не мешает спортсменам, как, например, в казино, где тут же люди курят, выпивают, разговаривают.

Понятно, что билет на шоу стоит соответствующе. 11 марта была представлена обширная программа — девять боев, из них два за звание чемпиона мира — и цена билета доходила до 1,5 тысяч евро. Это весьма солидная сумма даже для Европы. С другой стороны, на бои, где боксировали братья Кличко, билет около ринга стоил 5 тысяч евро. Элементы шоу присутствуют и в атмосфере поединков. Здесь и лазерные феерии, и визиты знаменитостей — в этот раз бои посетили первая жена Дитера Болена (группа «Modern Talking» — авт.) и одна из популярных немецких певиц.

Вам уже не раз приходилось тренироваться в Германии. Каковы ощущения от европейского стиля жизни?

-Гамбург, где я жил, — один из самых богатых городов Германии — здесь обитает самое большое количество немецких миллионеров. Пожить тут — словно попасть в другой мир. Бешеный ритм жизни не дает передохнуть даже на секунду, каждый шаг нужно оценивать, просчитывать и отвечать за любой поступок. Все стоит денег — налогами облагается любая мелочь, и люди к этому привыкли: если ты в Германии не платишь налоги, считаешься преступником. Что уж говорить о штрафах — неправильная парковка тут же влечет эвакуацию машины и огромное финансовое наказание. А не за-платишь штраф — навлечешь на себя такие санкции, что с трудом расплатишься. И таких правил, которые привычны только местным жителям, множество. Если сравнивать с Россией, это как небо и земля — именно в культуре населения, в самосознании людей.

Немцы обычно очень консервативны в вопросах общения, некоторые категорически не приемлют иностранных языков, в том числе и английского. Как Вам приходится с ними общаться?

-В основном с помощью переводчика. Но я начал изучение языка, занимаюсь с репетитором. Не могу сказать, что это сложно. К тому же я учил английский и теперь стараюсь привыкнуть к новому произношению похожих слов, особой грамматике. Не зная языка, можно, конечно, найти дорогу на улице, но стать известным человеком, добиться уважения публики, зарекомендовать себя практически невозможно. Даже пресс-конференции там принято давать на немецком. Немаловажен и такой момент — после победы боксер может поблагодарить болельщиков, и слова признательности желательно высказывать на родном языке большинства зрителей. Это поднимает и уважение к спортсмену, и престиж спорта.

Александр, расскажите, как прошел бой.

— Я боксировал в четвертой паре, а всего, как уже сказал, в программе было девять боев. Получилось, что, несмотря на мой пока невысокий рейтинг, наш бой был поставлен между двумя важными поединками за звание чемпиона мира и Европы. Это уже рост карьеры, так как свой дебют в профессиональном боксе я проводил в первой паре, когда и зрители еще не собрались, и страсти не разгорелись. В соперники мне достался бывший россиянин Андрей Зайцев, несколько лет назад переехавший во Францию. До этого мы вместе с тренерами просмотрели видеозаписи поединков, изучили его «козырные карты», разработали тактику. Я всегда настраиваюсь на бой как на самый серьезный, но поединок сложился достаточно просто. В первом раунде я «потряс» его пару раз, хотя завершить бой ярким ударом или нокдауном не получилось. Во втором же раунде, побывав один раз на полу, он уже не смог оказать сопротивления. В конце второй минуты я обрушил на соперника серию мощных ударов, и рефери присудил мне победу, объявив технический нокаут.

Противник оказался ощутимо слаб?

-В техническом плане он был действительно слабее и хотя пытался проводить атаки, я не давал ему возможность «зацепиться», почувствовать уверенность в себе, разрывая дистанцию и уходя от ударов. Если боксер промахивается, он останавливается, теряет моральный настрой. Промахи и защита противника заставляют волноваться, метаться, а поскольку я сам тоже атакую, беспокою его, ослабляю защиту — он начинает пропускать удары и в результате проигрывает.

Каковы Ваши дальнейшие планы?

-Недельный отпуск в Самаре уже закончился, я вылетаю в Гамбург и начинаю подготовку к следующему бою. Обычно перерыв между поединками больше, но в этот раз мы решили, что я в хорошей форме и могу боксировать почти без отдыха. 11 апреля тоже в Германии состоится бой — пока еще четырехраундовый, потом я перейду на «формулу» шесть раундов по три минуты. Титульные бои, для сведения, состоят из 12 раундов.

Вы вошли в среду профессионального бокса. Какие впечатления?

-В профессиональном боксе ощущается система грамотного подхода к подготовке спортсмена. Это прослеживается во всем, начиная от распределения нагрузок и заканчивая организацией боев. Все направлено на то, чтобы боксер подошел к поединку в наилучшей форме. К тому же спортсмен снабжен всем необходимым — экипировкой, спортивными снарядами, тренажерами. Такова среда профессионалов-иностранцев. Но россияне в ней не меркнут. Техника нашего спортсмена на голову выше, и у иностранцев нет такой школы. Поэтому россияне лучше и в любительском, и в профессиональном боксе, но у нас не развита продюсерская деятельность, и хорошие спортмены «теряются». Мой тренер Виктор Александрович постоянно говорит о том, как важно сохранить свои технические навыки и чутье, которое позволяет чувствовать дистанцию. За счет этих козырей я не раз побеждал и не должен их потерять.

Не скучаете по массовой поддержке болельщиков, которая свойственна любительскому боксу?

-Скучаю по спортсменам. А что касается болельщиков, они и сейчас имеют возможность видеть по телевидению мои бои. Заметил, что после перехода в профессионалы меня стали намного чаще узнавать на улицах. Впрочем, это произошло даже чуть раньше — когда завоевал звание чемпиона мира. До этого был просто финалистом соревнований, но многие все равно подходили за автографами, поздравляли. Но финалист и чемпион — это два разных статуса. Финалист — почти победитель, но только почти. В 2003 году, когда я стал финалистом, российский тренер Альфред Владимирович Гришин сказал: «Ты почувствуешь разницу. Хотя забрался очень высоко, это не самая высшая ступень для тебя». Сейчас я понимаю, что значит быть чемпионом.

Возможно, что слава боксеров растет еще и потому, что изменилась трактовка бокса как вида спорта. Позитивное восприятие ставит его на высокий уровень достижений, а раньше считалось, что бокс — драка, спорт ограниченных людей. Это неправда! Пусть «качок» попробует победить умного противника. Груда мышц вовсе не гарантирует победы, и «шкаф» в перчатках ничего не может сделать против парня с виду некрупного, но грамотного и мыслящего.

Александр, как переход в профессионалы отразился на Вашей общественной жизни?

-Профессионал — это совсем другое качество спортсмена. Изменилось и отношение людей, появился интерес к боям со стороны СМИ, и мы активно работаем над тем, чтобы мои поединки показывали по центральным каналам российского телевидения. Сегодня есть возможность транслировать бои для жителей Самарской области и в ближайшем будущем — для зрителей канала «Спорт». Будет и прямой эфир.

Чью поддержку Вы ощущаете?

-Не раз говорил, как отношусь к городу Самаре, и всегда чувствовал заботу и помощь со стороны жителей. В том числе и со стороны тех, кто стоит у руководства, особенно — Главы города Георгия Сергеевича Лиманского. У наших управленцев заметны внимание к жителям, интерес к спорту и спортсменам, четкое взаимодействие на благо людям. Хочется поблагодарить и городской спорткомитет во главе с Сергеем Сергеевичем Костыговым, который всегда откликается на просьбы. Важно, что руководители Самары понимают, как спортсмен добивается побед — трудом, потом, через борьбу с самим собой. И они всячески помогают заниматься именно спортом, а не другими проблемами — например, квартира, в которой мы находимся, выделена мне благодаря вниманию Георгия Сергеевича и оперативности сотрудников администрации города. Все помогают чем могут, и это складывается в положительную динамику, которая способствует не только мне как спортсмену, но и приносит пользу Самаре, губернии и всей России. Любители бокса знают наш регион по именам спортсменов: Василий Шишов, Олег Саитов. Этот список дополнила и моя фамилия. И многие уже поняли: в Самаре воспитываются отличные спортсмены. Раньше нас знали благодаря автомашине «Лада» и автозаводу, я же хочу, чтобы при слове Самара люди говорили: это родина звезд спорта.

Получается, что победа Алексеева — это победа многих людей?

-Конечно. Это вершина, где я нахожусь, но если бы не было поддержки, фундамента, наверху устоять было бы невозможно. Опора, начиная от тренера и заканчивая руководством города, — залог успеха. Если бы люди, управляющие государством, всегда стремились к такой работе со спортсменами, какая ведется в Самаре, Россия была бы лучшей во всемирном спорте.

Вы много общаетесь с молодежью…

-Я с удовольствием участвую в программах, связанных с воспитанием молодежи — мастер-классах, беседах, встречах. Приехав с чемпионата мира, общался со студентами Муниципального института управления, где учусь и сам. Быть доступным, не отрываться от людей — таков мой принцип. Спортсмен — такой же человек, и нельзя создавать ореол недосягаемости для остальных. Главное, чтобы люди друг друга уважали. Спасибо большое всем, кто болеет за меня. После боев или встреч с журналистами начинает бесперебойно звонить телефон: мол, мы видели тебя по телевидению, прочитали статьи в газете. Очень приятно, что люди отзываются на твое стремление к победе, сопереживают. Контакт спортсмена и болельщика должен быть тесен, ведь друг от друга мы заражаемся положительной энергией. Кто-то, видя мои успехи, стремится к своим вершинам, я же чувствую большую ответственность перед болельщиками и еще сильнее стремлюсь к победам.

Насколько важна поддержка близких?

-Это самое важное. Моральный настрой складывается дома. Мама, папа, супруга, собственная семья — оплот, с которого мы начинаем жизнь и строим дорогу к победам. А куда мы приходим после побед? Конечно, домой — отдыхаем, расслабляемся. Если бы не было близких, ради чего стоило бы жить? Зачем тогда чемпионские звания, победы? Когда после разлуки торопишься домой и выбираешь час для общения с любимыми людьми, ты живешь полной жизнью. Близкие всегда тебя встретят с радостью, любовью, теплом, как бы ты ни пришел — на щите или со щитом.

Вы импульсивный, напористый человек. Темперамент помогает на ринге?

-Помогает. Вкупе с порядочностью, строгостью, вниманием к советам тренеров. Есть такое выражение: «Порядок бьет класс». То есть некоторым людям от природы даны качества, которые другим нужно развивать долгие годы, но если такой спортсмен расслабляется и хочет выиграть бой шутя, его легко победит менее талантливый, но трудяга. В большинстве случаев выигрывает тот, кто стремится и придерживается принципа «Бороться и искать». Нужно быть уверенным в себе, но не самоуверенным.

Последние годы Вашей карьеры — наиболее успешные. А как все сложилось в личной жизни?

-За эти два года в моей жизни случилось много ярких событий, которых я ждал долгое время. В начале прошлого года — свадьба с Еленой, в середине года решился «квартирный вопрос», вскоре я стал чемпионом мира, а 14 января этого года родился сын. Прекрасно, что малыша привезли в новую квартиру, и мы маленькой семьей начали новый этап жизни. Надеюсь, эта светлая полоса долго не закончится. Жизнь в своей квартире — это здорово, тем более что нас окружают родственники — моя мама, старший брат, родители супруги. Мы все — единое целое, сильная, крепкая семья.

На Вас лежит немалый груз ответственности — перед болельщиками, близкими. С рождением сына ответственности прибавилось?

-В совмещении с моей профессиональной деятельностью это ощущается достаточно необычно. Возвращаюсь из командировок, а малыш уже изменился. Первое время после рождения Славы мы были вместе, а потом я уехал. Через две недели смотрю — подрос, изменился, похож на меня. И рождаются новые ощущения, ради которых, наверное, и стоит жить. Заметил одну мелочь: когда веду машину и вижу женщину с ребенком, переходящих дорогу, — неважно, на пешеходном переходе или они нарушают правила — останавливаюсь, пропускаю. Раньше я на это внимания не обращал. Такие чувства появились с момента рождения Вячеслава, я даже стал более сентиментален. Прекрасен момент, когда просыпается отцовская любовь.

«Дом, — говорит Александр Алексеев, — это место, куда мы возвращаемся со щитом или на щите и нас принимают любыми». А какой же у Александра дом? Кто заботится о семейном уюте известного боксера? Недавно семья Алексеевых отпраздновала новоселье в уютной квартире в красивом доме возле Загородного парка. С порога замечаешь, что все здесь создано с любовью — порядок, уют и тепло. Хозяйка этого дома — супруга Александра Елена. Она знает известного боксера с другой стороны — как внимательного семьянина и романтичного мужа. С Еленой мы беседуем о домашнем уюте и семейных традициях.

— Александр — известный в Самаре и во всей России человек. Это ощущается в семье?

-Ко мне его отношение не изменилось, между нами такое же взаимопонимание, как и раньше. Мы растем друг за другом. Всегда стараюсь перенимать все положительное, что вижу в нем. Хотя его статус ощущается: надо задумываться о том, как выглядеть, потому что многие узнают на улицах, да и пресса расслабляться не дает. А то, как ведет себя супруга, чем занимается, тоже влияет на имидж известного человека. И я ему стараюсь помогать во всем. Например, особенно важно создать семейный уют, чтобы Саше было приятно возвращаться домой, так что я стараюсь как-то особенно встречать его из поездок, готовить сюрпризы. Для этого нужна фантазия, ведь удивить любимого, с которым уже давно знакома, нелегко. Мы не даем почувствовать друг другу разлуку — пишем, звоним.

Когда идет бой, переживаете?

-Я не смотрю бои по телевизору. После Олимпиады, где Саше не дали победить, решила, что никогда больше не буду смотреть поединки в прямом эфире. И даже когда был чемпионат мира, не поехала, хотя все друзья отправились вместе с Сашей, и узнала о его победе только по телефону. Правда, раньше я больше переживала, но сейчас ребенок изменил график, занял все мое время. Хотя я обязательно разговариваю с Сашей до боя — сейчас это удается делать только по телефону, поддержу, отвлеку приятной беседой. Столько денег уходит на международные разговоры! А в то время, когда Саша боксирует, стараюсь помочь морально, обратиться к Богу, пожелать удачи.

А с другими спортсменами Вы общаетесь?

-Сейчас нет — во-первых, занята малышом, во-вторых, после перехода Саши в профессионалы я мало кого знаю из его нынешнего окружения. А в любительском боксе я общалась с женами других боксеров, знала всю команду.

До рождения малыша чем Вы занимались?

-Работала специалистом департамента продаж в фирме, которая занимается разработкой программного обеспечения. Я закончила ФАИТ Самарского государственного технического университета и, по сути, сама являюсь программистом, но профессия инженера меня не привлекла. Зная проблему изнутри, я могу преподнести ее и другим людям, к тому же ценю живое общение.

Сейчас все время занимает малыш?

-Да, ему всего два месяца. Правда, в последний месяц стало полегче, я уже восстановилась после родов. Очень помогают близкие — Сашина мама и моя. Сначала ведь ничего не знаешь — как держать, как купать, — поэтому необходим совет опытных мам. К тому же я все время стараюсь уделять Славе, и когда нужно убраться, приготовить, просто дать передохнуть — помогают родные.

А Саша изменился, став отцом?

— Он понимает, что сейчас я не могу уделять ему столько внимания, как раньше, и я ценю это. Всегда старается купить продукты, что-то необходимое для малыша. Надо сказать, что я после рождения не занималась покупками, и все, что куплено, вплоть до одежды и памперсов, — Сашина заслуга. В принципе, он может и посидеть со Славой, правда, порой говорит: «Я его не понимаю». Но я уверена: научится!

А чем Вы любите баловать Сашу в кулинарном вопросе?

-Стараюсь готовить его любимые блюда, в основном, то, что прекрасно готовит его мама. Поскольку они раньше жили в Узбекистане, в питании его семьи есть свои традиции, и мне надо стараться им следовать. Например, плов — хотя это мужская работа…

Да, плов должны готовить мужчины, — улыбается Александр. — Эту науку передают по наследству, и особенно в ней преуспел старший брат, а я знаю процесс, но готовлю нечасто.

— Саша привык к пище, которую можно приготовить только в домашних условиях, — подтверждает Елена, — в ресторане такого не поешь.

-Отрадно, что достаток позволяет нам выбирать питание, — замечает Александр. — Например, в пост не все могут себе позволить готовить только постную пищу, поскольку она обходится дороже. Чтобы питаться разнообразно и питательно, нужно выбирать разные продукты. Правда, мы сейчас не постимся — мне нельзя из-за специальной диеты, а Лена кормит малыша.

Елена, говорят, что сильные мужчины очень трепетно относятся к своим женщинам. В вашей семье эта аксиома подтверждается?

-Да. Хотя, может быть, это не только оттого, что он просто сильный. Саша — нежный и романтичный человек, всегда старается сделать сюрприз. Мы знаем друг друга давно, и, конечно, сложились какие-то традиции. И если в какой-то праздник ждешь букет цветов, а букета нет — значит, будет что-то любопытное.

Бокс оставляет Александру время на увлечения, хобби?

-Он очень разносторонняя личность. Старается везде проявиться — учится в вузе, любит другие виды спорта — играет в бильярд, катается на сноуборде. Привлек и меня — на горные лыжи. Когда у него были тренировки на беговых лыжах, я тоже ходила, но с меньшей скоростью и на меньшую дистанцию. Сама я занималась плаванием, и хотя не стала спортсменкой, до сих пор люблю воду. Особенно нравилось плавать во время беременности — ходила в бассейн за две недели до родов. В этот период занималась йогой, которую очень люблю.

Что чувствовали, когда видели плакаты с надписью «Алексеев- чемпион Европы — чемпион мира»?

-Это приятно. Понимаешь, что за твоего мужа болеет вся Самара!

Алина САЗОНОВА.

Фото автора и из архива Алексеева.

Опубликовано в «Самарской газете» 22 марта 2006 г.

№ 49 (3346)

*