Все чаще на трамвайных путях Самары происходят ДТП, что буквально пара­лизует городское движе­ние. Но виноваты в этом не вагоновожатые, а автомо­билисты.

— На днях трамвай 17-го маршру­та стоял на остановке «Авиагоро­док», что на Заводском шоссе, — рассказывает корреспонденту РГ» заместитель директора Самарско­го трамвайно-троллейбусного уп­равления (ТТУ) Валентин Найдус.

— Вдруг страшной силы удар в зад­ний вагон, да настолько мощный, что вагон сошел с рельсов. К счас­тью, обошлось без жертв. Но дви­жение нашего электротранспорта на этом участке было перекрыто более чем на час. В результате нам нужно тратиться на ремонт ваго­на, велики убытки от остановки движения на всей этой ветке. Кро­ме того, сотни людей опоздали по своим делам. Многим из них при­шлось добираться в нужное место на более дорогостоящем транс­порте. Словом, куда ни кинь, всю­ду клин.

И все это из-за того, что КамАЗ, принадлежащий местному моло­козаводу, превысил скорость. Подъезжая к остановке, водитель решил притормозить. Тяжелый грузовик занесло на скользкой до­роге, и он врезался в трамвай.

Таких вопиющих случаев тара­на, к счастью, не так много в прак­тике вагоновожатых. Зато полно менее эффектных, но столь же «капиталоемких» происшествий. Ведь к остановке движения приво­дит любое ДТП на рельсах, так как нужно дождаться приезда инспек­торов ГИБДД, составить прото­кол, освободить пути от повреж­денного транспорта…

В прошлом году, по словам главного ревизора ТТУ по безо­пасности движения Сергея Лав­рентьева, произошло 2211 сбоев в движении трамваев, а общее вре­мя их простоя составило около полутора тысяч часов. На ремонт побитых трамваев тратятся ог­ромные суммы. Возместить же ущерб за счет виновников ДТП или автостраховщиков очень трудно, так как, по мнению Вален­тина Найдуса. процедура такого возмещения занимает много вре­мени из-за бумажной волокиты.

А на возмещение ущерба от простоев электротранспорта даже и рассчитывать не приходится. И хотя Российский союз страховщи­ков заверил самарских трамвай­щиков, что они могут требовать возмещения такого ущерба, мест­ные страховые компании их не признают. В результате городской бюджет, дотирующий ТТУ, несет огромные потери, исчисляемые сотнями тысяч и даже миллиона­ми рублей.

Материальные потери в таких ДТП несут и вагоновожатые. Пос­ле каждого столкновения они обя­заны пройти освидетельствование на предмет содержания в крови алкоголя. При этом каждый раз платят за экспертизу из своего кармана по 350-400 рублей. И хотя еще не было ни одного слу­чая обнаружения пьяных вагоно­вожатых или хотя бы «после вче­рашнего», их все равно везут и ве­зут на экспертизу. Возместить эти личные материальные потери они, конечно, могут, но только теоре­тически. Нужно подать в суд на виновника ДТП и потом в течение нескольких месяцев регулярно яв­ляться на судебные заседания, от­прашиваясь с работы, подменива­ясь и т.д. и т.п. А потом еще ждать, когда у судебных приставов дой­дут руки до такой мелочевки.

— Трамвай я вожу почти полве­ка, — рассказывает корреспонден­ту «РГ» почетный гражданин Са­мары, единственная в России вагоновожатая кавалер орденов Ле­нина и «За заслуги перед Отече­ством» Валентина Парамонова. -Но никогда такого не было. Води­тели, особенно те, что на иномар­ках, не соблюдают никаких пра­вил. Однажды, чтобы проехать между двумя остановками, мне потребовалось 25 минут. Я никак не могла проехать потому, что на этом перегоне есть поворот нале­во, и все автомобилисты намере­вались именно туда повернуть, толпясь перед трамваем, как ста­до баранов.

С такой оценкой самарских водителей Валентины Парамоно­вой согласны и сотрудники самар­ской ГИБДД. И те, что с малень­кими лычками на погонах, и те, что с большими звездами. Такую беспардонную наглость они объясняют тем, что Самара — го­род богатый и потому водителям, пойманным за нарушение ПДД, совсем не жалко выложить стольник-другой. Штрафы, счита­ют инспектора, должны быть куда более чувствительными для ко­шельков.

…Почти два года назад в Мин­трансе РФ прошло представи­тельное совещание транспортни­ков всех регионов страны. Тогда же было принято обращение с требованием восстановить в ПДД запрет на движение автомобилей по трамвайным путям. Но вскоре в ведомстве началась админист­ративная реформа, и о новации забыли. Потому Сергей Лаврен­тьев, который тогда был одним из инициаторов обращения, печаль­но предсказывает и своему кол­лективу, и всем самарцам еще большие трудности и проблемы в движении электротранспорта, поскольку число автомобилей на улицах города увеличивается с каждым днем. А квалификация водителей и степень их законо­послушности нисколько не повы­шаются.

«Российская газета» № 57 (4023) от 22.03.2006

*