Рельсовые войны. Все чаще на трамвайных путях Самары происходят ДТП
Все чаще на трамвайных путях Самары происходят ДТП, что буквально парализует городское движение. Но виноваты в этом не вагоновожатые, а автомобилисты.
— На днях трамвай 17-го маршрута стоял на остановке «Авиагородок», что на Заводском шоссе, — рассказывает корреспонденту РГ» заместитель директора Самарского трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Валентин Найдус.
— Вдруг страшной силы удар в задний вагон, да настолько мощный, что вагон сошел с рельсов. К счастью, обошлось без жертв. Но движение нашего электротранспорта на этом участке было перекрыто более чем на час. В результате нам нужно тратиться на ремонт вагона, велики убытки от остановки движения на всей этой ветке. Кроме того, сотни людей опоздали по своим делам. Многим из них пришлось добираться в нужное место на более дорогостоящем транспорте. Словом, куда ни кинь, всюду клин.
И все это из-за того, что КамАЗ, принадлежащий местному молокозаводу, превысил скорость. Подъезжая к остановке, водитель решил притормозить. Тяжелый грузовик занесло на скользкой дороге, и он врезался в трамвай.
Таких вопиющих случаев тарана, к счастью, не так много в практике вагоновожатых. Зато полно менее эффектных, но столь же «капиталоемких» происшествий. Ведь к остановке движения приводит любое ДТП на рельсах, так как нужно дождаться приезда инспекторов ГИБДД, составить протокол, освободить пути от поврежденного транспорта…
В прошлом году, по словам главного ревизора ТТУ по безопасности движения Сергея Лаврентьева, произошло 2211 сбоев в движении трамваев, а общее время их простоя составило около полутора тысяч часов. На ремонт побитых трамваев тратятся огромные суммы. Возместить же ущерб за счет виновников ДТП или автостраховщиков очень трудно, так как, по мнению Валентина Найдуса. процедура такого возмещения занимает много времени из-за бумажной волокиты.
А на возмещение ущерба от простоев электротранспорта даже и рассчитывать не приходится. И хотя Российский союз страховщиков заверил самарских трамвайщиков, что они могут требовать возмещения такого ущерба, местные страховые компании их не признают. В результате городской бюджет, дотирующий ТТУ, несет огромные потери, исчисляемые сотнями тысяч и даже миллионами рублей.
Материальные потери в таких ДТП несут и вагоновожатые. После каждого столкновения они обязаны пройти освидетельствование на предмет содержания в крови алкоголя. При этом каждый раз платят за экспертизу из своего кармана по 350-400 рублей. И хотя еще не было ни одного случая обнаружения пьяных вагоновожатых или хотя бы «после вчерашнего», их все равно везут и везут на экспертизу. Возместить эти личные материальные потери они, конечно, могут, но только теоретически. Нужно подать в суд на виновника ДТП и потом в течение нескольких месяцев регулярно являться на судебные заседания, отпрашиваясь с работы, подмениваясь и т.д. и т.п. А потом еще ждать, когда у судебных приставов дойдут руки до такой мелочевки.
— Трамвай я вожу почти полвека, — рассказывает корреспонденту «РГ» почетный гражданин Самары, единственная в России вагоновожатая кавалер орденов Ленина и «За заслуги перед Отечеством» Валентина Парамонова. -Но никогда такого не было. Водители, особенно те, что на иномарках, не соблюдают никаких правил. Однажды, чтобы проехать между двумя остановками, мне потребовалось 25 минут. Я никак не могла проехать потому, что на этом перегоне есть поворот налево, и все автомобилисты намеревались именно туда повернуть, толпясь перед трамваем, как стадо баранов.
С такой оценкой самарских водителей Валентины Парамоновой согласны и сотрудники самарской ГИБДД. И те, что с маленькими лычками на погонах, и те, что с большими звездами. Такую беспардонную наглость они объясняют тем, что Самара — город богатый и потому водителям, пойманным за нарушение ПДД, совсем не жалко выложить стольник-другой. Штрафы, считают инспектора, должны быть куда более чувствительными для кошельков.
…Почти два года назад в Минтрансе РФ прошло представительное совещание транспортников всех регионов страны. Тогда же было принято обращение с требованием восстановить в ПДД запрет на движение автомобилей по трамвайным путям. Но вскоре в ведомстве началась административная реформа, и о новации забыли. Потому Сергей Лаврентьев, который тогда был одним из инициаторов обращения, печально предсказывает и своему коллективу, и всем самарцам еще большие трудности и проблемы в движении электротранспорта, поскольку число автомобилей на улицах города увеличивается с каждым днем. А квалификация водителей и степень их законопослушности нисколько не повышаются.
«Российская газета» № 57 (4023) от 22.03.2006
*