Путин демонстрирует твердую хватку ("Financial Times")
Российский президент Владимир Путин вчера огласил состав нового кабинета министров, который одновременно демонстрирует влияние сторонников экономических реформ в новом правительстве и твердую хватку и решительность Путина.
Новая структура, созданная по модели западных правительств, призвана освободить принятие политических решений от внешнего контроля и является ключевой в ряду путинских реформ гражданских служб. Кроме того, такие перестановки предоставляют Кремлю больше рычагов управления.
Путин, чье политическое влияние росло последние четыре года, сам объявил об этих изменениях по телевидению, тем самым ограничив полномочия Фрадкова. Это телевыступление стало апофеозом в нарастающем информационном потоке накануне президентских выборов, которые состоятся в следующее воскресенье и в которых практически наверняка победит Путин. Назначения демонстрируют стремление ограничить влияние представителей органов безопасности и правопорядка, все еще являющихся внушительной силой в администрации Путина, на ключевых позициях.
Акции Москвы несколько выросли, когда инвесторы с одобрением отнеслись к перспективам структурных реформ, снижения бюрократической волокиты и упрощения налогового законодательства, связанным с новой администрацией.
При этом Рональд Нэш, главный аналитик компании «Ренессанс Капитал», говорит : «Кремль создал эффективный механизм проведения собственной политики, что для России имеет неоднозначное значение. Впереди нас ждут дальнейшие рыночные реформы и еще большая концентрация власти в руках Путина».
Борис Немцов, лидер слабеющего в России либерального политического движения, приветствовал правительственные реформы, но выразил опасение, что отсутствие системы взаимного контроля между законодательной и исполнительной властями снижает эффективность таких реформ.
Он сказал, что отсутствие политической оппозиции и системы гражданского контроля над работой правительства делает любую административную реформу неэффективной, так как некому дать объективную оценку деятельности правительства.
Путин уменьшил количество министров почти вдвое – с 30 до 17, снизил статус многих министерств до агентств, вместо шести вице-премьеров теперь будет один – Александр Жуков, либеральный политик из партии «Единая Россия», доминирующей в правительстве.
Дмитрий Козак, давний коллега Путина, курирующий его избирательную кампанию, был назначен руководителем аппарата федеральных министров, что делает его третьим человеком после Фрадкова и Жукова.
Либерально ориентированные Алексей Кудрин и Виктор Христенко, формально потеряв посты вице-премьеров, получили места в кабинете в качестве соответственно министра финансов и министра промышленности и энергетики. Герман Греф остался министром экономического развития и торговли. Сергей Лавров, представитель России в ООН, в прошлом году выступавший от имени России против войны в Ираке, был назначен министром иностранных дел. Это еще одно назначение после самого Михаила Фрадкова, бывшего представителя России в ЕС, человека, имеющего опыт в отстаивании позиции России за рубежом.
Сергей Иванов, соратник Путина, работавший вместе с ним в КГБ, сохранил пост министра обороны, что подчеркивает важность военных реформ для Кремля.
Financial Times Эндрю Джек и Аркадий Островский
11:37 10 марта
Переведено 10 марта 2004
InoPressa.ru
*