На протяжении просмотра картины «V значит вендетта» (V for Vendetta), нового творения братьев Вачовски (сценарий и продюсирование), авторов столь же невнятной «Матрицы», мне так и хотелось процитировать вслух легендарного Петруху из «Белого солнца пустыни»: «Гюльчатай, открой личико!».

Даже в «Призраке оперы» титульный призрак все-таки к концу сюжета снимает маску, многократно увеличивая тем самым драматизм произведения. А тут авторы (режиссер – дебютант Джеймс Мактиг) так и не позволили исполнителю заглавной роли «V» Хьюго Уивингу (тому самому «саморазмножающемуся» злодею из «Матрицы») снять маску. Маска эта условно изображает лицо Гая Фокса, прототеррориста, безуспешно пытавшемуся в 1605 году взорвать британский парламент и за это повешенного. Подрыв здания парламента в Лондоне является кульминацией и фильма, о котором идет речь.

В наше время такие истории рассказывать небезопасно, и выпуск картины был отложен в связи со свежей памятью о разрушении террористами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Если бы «Вендетта» так и не вышла на экран, большой потери для искусства не случилось бы.

Как это сегодня принято в мире глупбастеров… простите, блокбастеров, «Вендетта» основывается на комиксе. Он впервые был нарисован в 1981 году, задолго до современной волны терроризма. Картинки вновь появились в 1989 году, и позже авторы превратили комикс в так называемый «графический роман». В общем, роман для не способных к чтению.

Сюжет его, как и фильма, свободно «заимствует» из оруэлловского «1984». Действие происходит в Великобритании близкого будущего, которой правит тоталитарный диктатор, канцлер Сатлер (канцлер Гитлер?). Известный актер Джон Харт играет его на повышенных тонах, брызжа слюной, чтобы ни у кого не осталось ни малейшего сомнения, что диктатура – это плохо.

Ну кто же сомневался? Особенно мы, пожившие под ней! Но героине фильма Иви (Натали Портман), дочери замученных диссидентов, еще предстоит пройти свой тяжелый, хотя и короткий путь к свободе.

По воле авторов повествования ей удается уйти от ареста силами безопасности только для того, чтобы оказаться заложницей этого самого «V», который спасает девушку и помещает ее в свое бэтменовского типа подземелье, где он среди коллекции запрещенного новой властью художественного антиквариата планирует террористические акты, которые успешно и осуществляет.

Фильм довольно навязчиво проводит мысль о том, что те же самые обыватели, которые на фоне политического и экономического распада общества привели законным путем к власти фашистов, в результате деятельности одного террориста открыли глаза и готовы свергнуть «антинародный» режим.

Должен сказать, что философия картины – ее самое слабое место. Безусловно, любой думающий человек не может не опасаться того, что безудержная глобализация, непомерная жадность сильных мира сего, терроризм и прочие напасти могут привести к потрясениям невероятных масштабов. Но мы-то лучше других знаем, что революции приводят к власти вместо одних негодяев – других. Поэтому явная и во многом детская симпатия авторов к герою настораживает.

Если комиксам как жанру свойственна примитивная ясность, то кино требует более нюансированной и психологически оправданной разработки сюжета и характеров. И тут самое время вернуться к маске. Может быть, все дело в том, что, как известно, целый месяц в заглавной роли снимался другой актер. Он ушел с проекта. А что, если его сцены с открытым лицом вырезали, а Хьюго Уивингу велели маску не снимать, чтобы использовать отснятый ранее материал? Экономически это было бы обоснованно!

Но это моя гипотеза, не более. Даже если идея с маской была изначально именно такой, как в фильме, то это – самый главный его просчет. Мы можем сочувствовать Призраку оперы и Квазимодо, пусть страшась их уродства. Но даже у зла, не говоря уже о страдании, должно быть лицо. А тут у героя нет не только человеческого имени, но и лица. Даже мистер Икс (тоже одна буква!), хотя и пел «Всегда быть в маске – судьба моя!», все-таки время от времени ее снимал.

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

18.03.2006

www.voanews.com

***