В минувшие выходные в Кремлевском дворце состоялась мировая премьера шоу «Лебединое озеро» Акробатического балета из Шанхая. Москвичи первыми в мире увидели феерическое представление, поставленное на музыку балета Петра Чайковского. Этим жестом китайцы решили продемонстрировать особое отношение к родине русского композитора.

Китайским балеринам все равно где танцевать – на сцене или на руке партнера. Фото: ИТАР-ТАСС. ЭМИЛЬ МАТВЕЕВ

Китайские цирки почти ежегодно выступают в Москве со стандартным набором трюков: тарелочки, вертящиеся на палках, элементы восточных боевых искусств, номера с огромными куклами львов и драконов. В шоу «Лебединое озеро» не было этих «азиатских редкостей». Оно рассчитано на восприятие европейцев и родилось из акробатического дуэта «Восточный лебедь», который несколько лет назад получил приз «Золотой клоун» (аналог циркового «Оскара») на международном конкурсе в Монте-Карло. Увидев номер, сделанный на музыку из «Лебединого озера», руководитель акробатической группы из Гуандунга Нинг Генфу и хореограф Жао Минг решили превратить балет в цирковое представление.

Его сюжет оказался гораздо динамичнее и веселее традиционного либретто с трагическим финалом. Злой волшебник (огромный двухметровый лебедь, обернувшийся страшной летучей мышью) заколдовал прекрасную Одетту. Красавицу увидел принц Зигфрид, путешествовавший по разным странам. Он отправился за девушкой в царство зла, не поддался на провокации волшебника, который хотел отвлечь его то выступлением женщины-змеи, то черным лебедем – двойником Одетты, и убил злодея, проколов лебединым пером. От волшебника осталась горстка перьев, а принц и красавица отпраздновали свадьбу. Сказочные события как стержень соединили множество уникальных номеров. Акробаты, занимающиеся своим искусством с четырех лет, крутили головоломные пируэты, летали на канатах над землей, перепрыгивали с одного шеста на другой, по трое или по четверо становились на плечи друг другу и перебрасывали акробатов-детей с одной человеческой пирамиды на другую. Они крутились по сцене внутри огромных колес с мастерством балерин, танцующих 32 фуэте, укрощали одноколесные велосипеды, в царстве зла взлетали в воздух на батуте, успевая во время полета несколько раз перевернуться в воздухе. Эквилибристы, жонглеры и акробаты работали легко, без видимого напряжения. Казалось, что они знают секрет, позволяющий игнорировать законы физики. Номера чередовались с танцами, которые отлично смотрелись бы в программе любого европейского мюзик-холла.

О балетных истоках шоу напоминали девушки в длинных белых пушистых юбках, ездившие по сцене на роликах, четверка мужчин в балетных юбках до колена, которая пародировала современные версии балета и один из хитов – лягушата, танцующие на руках под музыку «Танца маленьких лебедей». Во время танца лягушата выделывали ногами, обутыми в ласты, какие-то немыслимые антраша.

Но главным чудом стали номера Зигфрида и Одетты. Исполнительница партии девушки-лебедя – судя по фигуре и манере двигаться, профессиональная балерина – сразила наповал невероятной растяжкой, которую доселе не приходилось видеть нигде. Стоя на вытянутой руке партнера на кончике пуанта, Одетта поднимала ногу, прижимая ее к голове, и начинала изгибаться вперед (каких усилий стоит Зигфриду ее удержать, понимали только профессионалы). После чего поднимала ногу, стоя на кончике пуанта, уже на голове партнера. Пара работала без страховки и не просто виртуозно исполняла номер, а танцевала, переходя от балетных па к акробатике и обратно, при этом передавая все оттенки чувств героев.

Сложнейшие декорации мгновенно менялись, огромная черная сова с горящими глазами в конце первого акта нависала на заднике, осветители творили чудеса. Полтора часа зрители, не отрываясь, смотрели на сцену, будто завороженные удавом кролики. В зале было много детей. Как им будет скучно теперь на классической постановке «Лебединого озера»!

ОЛЬГА РОМАНЦОВА

20.03.06

понедельник

«Новые Известия»

***