20 марта 1903 года приступил к службе в локомотивное депо станции Сызрань маленький маневровый паровозик № 9773. Паспорт его, сохранивший все буквы старого алфавита, свидетельствует, что этот локомотив выпущен на Невском судостроительном завода в 1900 году. Был приписан к цеху ремонта паровозов и железнодорожных кранов, использовался на маневровых работах.

Как известно, с началом электрификации железных дорог России, выпуск паровозов в стране в 1956 году был прекращен. Их заменили электровозы и тепловозы. Многие локомотивы на паровой тяге были законсервированы и поставлены на запасные пути. Но даже после этого сызранский «пароход», как называли в старину такие машины, не оставался без дела, продолжал трудиться в депо и пережил многих своих собратьев на электрической тяге.

Паровоз-долгожитель не раз снимали в кино, показывали по телевидению. В Сызранское депо поступали предложения из Санкт-Петербурга передать его в музей судостроительного завода. Но он все еще был на ходу, и сызранцы не спешили с ним расставаться. Зачем? Он и в Самарской области будет служить отличным примером добротной работы старых русских мастеров. Сейчас он находится в музее истории отечественной техники в городе Тольятти.

*