Реклама для дураков? Две недели назад в Самаре появились баннеры с бросающейся в глаза надписью «Без дураков». Большие черные буквы на белом фоне привлекали внимание. А поскольку основное место рекламного щита ничем не было заполнено, искушенный потребитель понимал: кто-то начинает свою рекламную компанию, скоро нам что-то предложат. Действительно, спустя несколько дней мы узнали, что в городе появился новый деловой аналитический еженедельник. Сам по себе факт приятный – не так уж много у нас серьезных изданий.

Вот только, судя по рекламе, «серьезность» его весьма сомнительна. Снисходительно-циничный тон по отношению к потребителям вряд ли привлечет деловых людей, заслуживших своей карьерой, чтобы с ними разговаривали уважительно.

Задачу формирования конкурентного преимущества, то есть уникального торгового предложения, самарские рекламные компании решают по-разному.

Одни прекрасно понимают, если относиться к потребителям уважительно, они охотно будут «работать» на вас. Другие полагают, что народ потянется именно к тебе, если «будешь проще». Забывая при этом, что «простота бывает хуже воровства». Увы, примеров подобных рекламных кампаний в Самаре хватает.

Этика гудбай!

Уникальные исполнители, дорогие концерты, престижные презентации… До недавнего времени именно такие ассоциации вызывала «площадка» МТЛ «Арена». Пока на досках объявлений не были расклеены приглашения на вечеринку.

«На конец пришла весна!», — читаем мы и видим досадную ошибку, зная, как пишутся наречия, поскольку «все учились понемногу». Однако, читая объявление дальше, понимаешь, что не в грамотности дело. «На конец девушки проходят бесплатно!». Без комментариев.

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Наблюдая за самарской рекламой, приходишь к безрадостному выводу, что рекламные кампании услуг и товаров, предполагающих массовый спрос, сознательно сориентированы на «дурновкусие». Отличительные черты подобных рекламных продуктов – ненормативная лексика, двусмысленные образы, примитивные слоганы.

Складывается впечатление, что нас – потребителей держат за дураков, считая людьми с убогим мышлением, убогими ценностями и убогим языком.

Огорчает, что подобным тенденциям оказываются подвержены брэнды, еще недавно позиционирующие себя на ценностном уровне. Что предполагает пересечение ценностей, стоящих за образом продукта, со значимыми ценностями его потребителей.

В качестве примера вспомним слоганы и иллюстрирующие их сюжеты рекламы телекоммуникационной фирмы «Мегафон». Реклама с молодыми людьми, которые работают, отдыхают, живут насыщенной жизнью и перезваниваются друг с другом. Визуальный ряд рекламы и текстовой материал демонстрировали типичного представителя среднего класса: оптимиста, с уверенностью смотрящего в будущее, успешного молодого профессионала, берущего ответственность на себя. Это было вчера. А сегодня этот же «герой» предлагает «строить свое общение», в частности, с девушкой своеобразным способом – путем обоюдного поглощения сотового телефона. Любители советской мультипликации вспомнят «подобный» эпизод из мультфильма «Котенок по имени Гав». Там аналогичным образом общались котенок со щенком, только вместо сотового у них была сосиска.

Небо в алмазах

Думаю, не ошибусь, если предположу, что многим бы хотелось увидеть над головой небо в алмазах. К сожалению, в нашем городе с недавних пор это практически невозможно. И дело даже не в алмазах. Просто «чистого» неба над головой у самарских жителей остается все меньше.

Рекламные «перетяги», словно паутина, опутали основные магистрали Самары. Только на миг представьте, что предлагаемые товары материализовались, и над вами повисли холодильники, шашлыки и сапоги. Странно? Смешно? Или грустно?

Если задуматься, вопросов к изготовителям подобной рекламы масса. Почему перетяг с одним и тем же текстом нужно вешать через каждый метр? Чтобы лучше запомнили? Однако сколько не повторяй слово «халва» во рту слаще не станет!

Если кого-то что-то интересует, он поймет с первого раза. Кому адресован этот вид рекламы? Не так уж много найдется у нас водителей, которые вместо того, чтобы смотреть на дорогу, предпочтут читать рекламные объявления. А с тротуаров текст не читается. И отчего не убирают «просроченные» распродажи и предложения?..

Вопросов много. Вот только кто ответит?

Ольга Петропавловская,

обозреватель Медиа Группы «Ваш Выбор» ©

*