18 марта 1876 года из Сызрани в Самару был доставлен вельбот для спасательной станции Самары. Вельбот подарен великим князем Александром Александровичем Главному правлению Российского общества помощи при кораблекрушениях. Оно в свою очередь уступило его безвозмездно городской управе Самары, которая выделила для образования местного отделения общества 1000 рублей.

28 марта вельбот перевезли на берег Волги. После молебствия его окропили святой водой. Здесь же, на берегу Волги, где решено построить спасательную станцию, в члены общества вступили 55 горожан. Председателем правления Самарского общества оказания помощи при кораблекрушениях избран самарский вице-губернатор Петр Алексеевич Бильбасов. Так в Самаре появилось общество спасения на водах – нынешний ОСВОД.

С самого начала самарские спасатели работали под руководством городского яхт-клуба. Ядро клуба составляла местная интеллигенция, и он был очень передовой и авторитетной общественной организацией в городе. Достаточно сказать, что когда в Самаре появились первые автомобили, и возникла необходимость следить за их исправностью и безопасным движением, городская управа обратилась за помощью в яхт-клуб. Там был создан специальный автоотдел – прообраз будущей автоинспекции. В 1910 году при яхт-клубе же был создан отдел воздухоплавания, который должен был развивать интерес горожан в авиации и готовить к полетам желающих.

Но главной задачей яхт-клуба был контроль за безопасностью движения частных судов и лодок и спасение людей на водах, с чем он прекрасно справлялся. Впрочем, самарский ОСВОД занимался не только спасением утопающих. В марте 1932 года общество оказало большую помощь речникам, вызволив 35 судов из ледового плена. Осенью эти пароходы не удалось увести в места безопасной стоянки, и с началом ледохода им грозила верная гибель. С помощью пешней и багров добровольцы проложили во льду каналы и до первых подвижек льда увели суда в безопасное место.

За 130 лет своего существования самарское общество спасения на водах сохранило жизнь тысячам волжан. Только в прошлом году на водоемах области были спасены десятки гибнущих людей. Сейчас контроль за водными объектами, которые используются для массового отдыха, купания, водного спорта, а также за движением катеров, яхт, мотолодок осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам Самарской области, а спасением людей на водах занимается МЧС. У этих служб сотни добровольных помощников из числа яхтсменов и водителей маломерных судов. Каждый год их отряд пополняется. Вот и сегодня в школе судоводителей на улице Горького, 117 проходит подготовку очередная группа мотолодочников и яхтсменов – верных помощников ОСВОДа.                                                

*