Жертвы медицинского эксперимента идут на поправку
Процедура апробации лекарственных средств давно отработана во всех странах мира: сначала медикаменты разрабатываются в лабораториях. Химики-фармакологи создают формулу основного вещества, затем проводятся опыты, чаще всего на лабораторных животных.
И венец процесса – испытания на людях перед внедрением любого лекарства в широкую клиническую практику. Для этих целей привлекают добровольцев, которые за сдельную плату согласны на какое-то время превратиться в подопытных. Разумеется, медицинский эксперимент не гарантирует никакой безопасности, ибо побочные эффекты нового средства могут оказаться совершенно неожиданными.
Недавно британские волонтеры пострадали в результате неудачных медицинских опытов. Практически сразу после начала тестирования на людях препарата под рабочим названием TGN 1412 у шести участников эксперимента начались приступы удушья, жар, рвота и сильнейшие боли в мышцах. Врачи обнаружили у них синдром полиорганной недостаточности, вызванный воспалительными процессами, очевидно спровоцированными веществами, входившими в состав TGN 1412. По составу препарат представлял собой моноклональные антитела для лечения аутоиммунных нарушений, сопутствующих хроническим заболеваниям воспалительного генеза, онкологическим патологиям и рассеянному склерозу.
Отеки мягких тканей у добровольцев были выражены настолько, что изменили внешность некоторых, теперь уже больных, до неузнаваемости. У них возникла так называемая слоновость: тяжелейшие распространенные, скорее, генерализованные отеки. Токсикологи и иммунологи в буквальном смысле боролись за их жизни и, похоже, достигли некоторых успехов.
Согласно последним сообщениям, здоровье четверых жертв неудавшихся опытов значительно улучшилось, и их жизням в настоящий момент ничего не угрожает. Лишь двое пациентов до сих пор не пошли на поправку, их состояние по-прежнему оценивается как тяжелое. Специалисты не торопятся в выводами: синдром полиорганной недостаточности обычно протекает очень длительно и не проходит бесследно. Данный случай острого отравления моноклональными антителами не имел аналогов в истории, не описан в учебниках для медицинских ВУЗов, а поэтому требует особого отношения и пристального внимания.
Екатерина ГАМОВА, 17 марта, 17:45
*